В начале XVI века на смену средневековой алхимии приходит ятрохимия, то
есть врачебная химия. Одним из ее основоположников был врач и
естествоиспытатель фон Гогенгейм, известный в литературе под именем
Парацельса. Его теория строилась на том, что все процессы, происходящие в
живом организме, по сути, являются химической реакцией, а поэтому следует
направить изыскания в разработку таких препаратов, которые могли бы правильно
влиять на организм, контролировать и излечивать различные болезни. Но
ятрохимики недалеко ушли от своих предшественников. Они по-прежнему основывались
либо на элементах древних четырех стихий — огне, воздухе, воде и земле, либо на
алхимических «сере» и «ртути», к которым была добавлена еще и «соль»,
воспринимая их в условном, философском значении, как символы определенных
свойств металлов.
В 1661 году увидел свет трактат по химии под названием «Химик-скептик», в
котором содержалась обоснованная критика учения о трех началах (сере, ртути,
соли) и четырех стихиях. Трактат был издан анонимно, но имя автора вскоре стало
широко известно. Труд этот принадлежал перу Роберта Бойля, одного из самых
выдающихся ученых XVII столетия.
Роберт Бойль принадлежал к старинному аристократическому Роду. Предки его
занимали видное место в ряду привилегированной знати, а его отец, Ричард Бойль,
носил титул графа Коркского и был близок ко двору Елизаветы Английской. Он был
не только знатен, но и довольно богат. Семья графа была большой, а Роберт был
четырнадцатым ребенком. Родился он в семейном поместье, в родовом замке Лисмор
в Ирландии. Отец дал своему седьмому сыну возможность получить прекрасное
образование. Начав обучение дома, Роберт продолжил его в привилегированном
Итонском колледже. Он изучал естествознание и медицину, овладел несколькими
языками, в том числе и древними, основательно ознакомился с вопросами религии.
В дальнейшем в мировоззрении Роберта Бойля всегда были заметны религиозные
тенденции, и ученый всю жизнь стремился примирить свои философские,
естественнонаучные и религиозные взгляды.
Принадлежность к аристократическому роду не мешала Роберту в детстве водить
компанию с детьми из простонародья и иметь среди них приятелей. Он даже пытался
подражать одному из них, копируя его заикание. Это настолько вошло у него в
привычку, что впоследствии ему пришлось лечиться от приобретенного в детстве
«недуга», но, как он сам писал в автобиографии, лечение это было «столь же
усердно, сколь и безуспешно».
Когда ему исполнилось 12 лет, отец отправил его вместе со старшим братом в
Женеву, где Роберт смог продолжить образование. Затем он совершил путешествие
по Европе, посетив кроме Швейцарии Францию и Италию. Во Флоренции он изучал
работы и инструменты Галилея, а «Диалог о двух системах мира» Роберт Бойль
читал в оригинале. Это было его первое приобщение к новым научным теориям.
В 1643 году умирает отец Роберта, и он возвращается в Ирландию. В то время
в Англии шла гражданская война, которая слегка затронула и семейство Бойлей.
При жизни отец, граф Коркский, принадлежал к роялистам, а на политические
взгляды Роберта большое влияние оказала сестра, сделав его сторонником
парламента.
Но Роберт Бойль был далек от политики и практически не участвовал в ней.
Ему ближе были занятия наукой и философией. Получив значительное состояние, он
обосновывается в своем поместье Стальбридже, где с увлечением отдается изучению
вопросов философии и религии. Не была забыта и химия. Он читает много работ на
латыни и французском языке и сам проводит некоторые химические опыты.
Современниками Бойля были англичане Томас Гоббс и Джон Локк, француз Рене
Декарт, голландский мыслитель Бенедикт Спиноза. Огромное влияние на его
мировоззрение оказал Фрэнсис Бэкон — родоначальник экспериментальной науки,
соотечественник Бойля. В дальнейшем в работах Бойля встречается немало ссылок
на мысли Бэкона о роли естествознания и организации научной работы. И, в первую
очередь, о признании опыта как критерия истины. Развивая эту мысль, Бойль был
твердо убежден, что справедливы лишь те теоретические представления, которые
подтверждены наблюдениями и опытами. Он считал также, что наука должна
приносить пользу производству, что совпадало со взглядами и интересами
нарождавшейся английской буржуазии.
Живя в своем поместье, Бойль написал несколько эссе, посвященных вопросам
морали Считают, что прочтение одного из них побудило Джонатана Свифта написать
свое знаменитое «Путешествие Гулливера».
В 1656 году Роберт Бойль переезжает в Оксфорд. Здесь он входит в круг
ученых, проповедовавших и поддерживавших новые идеи в науке. Занимать такую
позицию было не только не принято, но и опасно, поэтому ученым приходилось
скрывать свою деятельность, особенно от реакционных служителей церкви. Для
обсуждения новых идей, открытий и научных наблюдений группа ученых, и в их
числе Роберт Бойль, собиралась в доме одного врача. Сложившийся таким образом
кружок стал именоваться «невидимой коллегией». Спустя несколько лет члены
«невидимой коллегии» собрались в Лондоне. И 28 ноября 1660 года они составили
памятную записку об учреждении коллегии для развития физико-математических
экспериментальных наук. Заявив о себе открыто, они стали собираться на
еженедельные заседания для обсуждения научных вопросов. Заседания проходили в
Лондоне и Оксфорде, и Бойль постоянно курсировал между этими двумя городами,
принимая в работе коллегии самое активное участие. Вскоре научное сообщество
получило столь широкую известность, что король Карл II указом от 15 июля 1662
года дал ему название Королевского общества и утвердил ряд привилегий, которые
еще более расширил другим указом от 14 апреля 1663 года.
Работая в Оксфорде, где Бойль построил новую лабораторию, он пригласил для
совместной работы в качестве помощника Роберта Гука. Бойль и Гук составили
превосходный рабочий «дуэт», о чем сам Бойль не раз говорил, как о
необыкновенной удаче. Они работали над усовершенствованием конструкции
воздушного насоса, изобретенного Отто Герике, что помогло Бойлю провести ряд
физико-химических экспериментов, касающихся упругости воздуха. В них ученый
сумел продемонстрировать целую серию физических закономерностей, описав их в
книге, вышедшей в 1660 году. Этот труд был воспринят не одинаково ученым миром.
Эксперименты Бойля подвергались критике. Для доказательства своей правоты
Роберт Бойль провел дополнительные опыты. Физик-любитель Ричард Таунли повторил
опыты Бойля и прислал ему их результаты. В отличие от Бойля, Таунли
рассматривал опыты с газом в ином плане. Получив результаты Таунли, Бойль
отозвался о них в высшей степени одобрительно «Я не замедлю признать, что я не
свел опыты, которые я проделал с измерением расширения воздуха, к какой-либо
гипотезе. В то время как искусный джентльмен мистер Таунли попытался вывести
то, что недоставало у меня. Мой помощник сказал мне, что проводил наблюдения с
той же самой целью год назад, и они показали Довольно хорошее согласие с
теорией мисгера Таунли», — писал Роберт Бойль. Во втором издании книги, в 1662
году, Бойль развивает свою (и Таунли) теорию и выводит закон, гласящий, что
«упругость воздуха находится в обратном отношении к объему». Через 15 лет этот
физический закон был переоткрыт французом Эдмом Мариоттом, совершенно
независимо от Бойля. Поэтому он и носит название закона Бойля-Мариотта.
Годом раньше, в 1661 году, вышла самая знаменитая книга Бойля
«Химик-скептик» В ней он доказывает, что химия должна стать самостоятельной
наукой, а не заниматься попытками превращения неблагородных металлов в золото и
поисками способов приготовления лекарств. В этой книге Бойль дал первое научное
определение понятию элемента. Четкой идеи о том, что представляет собой
элемент, у Бойля не было. Он представлял себе его в виде неких первочастиц,
которые, соединяясь, образовывали корпускулу. (По сути, это понятие не было у
Бойля конкретизировано, и через 100 лет Лавуазье на основе новых достижений
науки развил понятие элемента, вложив в него конкретное содержание.) Книга
«Химик-скептик» пользовалась громадным успехом, первый ее тираж был мгновенно
распродан. Очень скоро появились и ее переводы на другие языки, в том числе и
на латынь. Но, несмотря на огромную популярность, далеко не всеми учеными
взгляды Бойля были восприняты, а учение о «четырех стихиях» и «трех началах»
присутствовало в химии до конца XVIII века.
Оставаясь вне политики, не имея семьи, Бойль тратил все свои средства на
науку. Некоторое время он исполнял обязанности президента Королевского общества
и был одним из директоров Ост-индской кампании.
В 1665 году Бойль получил степень почетного доктора физики Оксфордского
университета. В 1680 году он был избран президентом Королевского общества, но
от должности отказался.
Роберт Бойль полностью посвятил себя науке, отдавая все время
экспериментам, которые всегда регистрировал — даже неудачные, считая, что
плохой результат, это тоже результат. В своих исследованиях он широко применял
качественные и количественные методы. В начале 70-х годов он провел ряд опытов
по обжиганию металлов в запаянных сосудах. Регистрируя привес после обжига, он
сделал ошибочный вывод, что «корпускулы огня проникают сквозь стекло и
поглощаются металлом», что и дает разницу в весе. В 1680 году независимо от других
химиков Бойль получил фосфор, исследовав который он указал цвет, запах,
плотность химического элемента, а также его способность светиться и отношение к
растворителям. В 1684—1685 годах Бойль провел ряд экспериментов для выявления
состава минеральных вод. В опытах он использовал отвар чернильных орешков для
открытия железа, аммиак для открытия меди, растительные краски для установления
кислой или щелочной реакции, отмечал вкус вод и их плотность.
Другая сторона деятельности Роберта Бойля — религиозная. В юности,
поддаваясь разным искушениям, он даже думал о самоубийстве, от которого его
удержали страх и мысль о том, что душа грешника попадет в ад. «Демон
воспользовался моей меланхолией, наполнил душу ужасом и внушил сомнения в
основных истинах религии», — писал позже Бойль. Чтобы рассеять сомнения, Бойль
занялся чтением Библии, и, желая прочесть ее в подлиннике, он взялся за
изучение еврейского и греческого языков. В дальнейшем Бойль стал ревностным
христианином и замечательным религиозным писателем. Даже в научных трудах Бойль
стремился доказать величие и мудрость Творца. Теория корпускуляризма имела
весьма характерную для Бойля особенность — он считал корпускулы мельчайшими
«инструментами», «орудиями», благодаря которым видимый нами мир представляет собой
нечто вроде «гигантских часов», приводимых в движение Богом.
Как человек глубоко религиозный, Бойль стремился сделать многое для
распространения христианства. На собственные средства он перевел Библию на
ирландский и турецкий языки, завещал проводить религиозные ежегодные чтения,
оставив на это капитал.
Последние годы Роберт Бойль прожил в Лондоне, где и скончался 31 декабря
1691 года.