Фукидид (ок. 460-399/396 до н.э.) - древнегреческий историк
Сохранившиеся биографические сведения древних авторов о Фукидиде во многом
имеют недостоверный характер. Частично биографию Фукидида можно пересмотреть,
исходя из текста его «Истории». Так, например, Фукидид указывает на то, что он
пережил Пелопоннесскую войну, продолжавшуюся с 431 по 404 год до н.э., и часть
его труда написана уже после ее окончания. Дату его рождения тоже можно
определить более-менее точно. Он пишет, что на должность стратега был избран в
возрасте 47 лет, а случилось это в 424—423 годах до н.э.
Итак, датой рождения Фукидида условно можно принять 460 год до н.э.
Происходил он из знатной и богатой семьи. Его отец, Олор, был прямым потомком
фракийского царя Олора. Мать и бабка Фукидида также принад-
лежали к фракийской аристократии. Про него писали, что он принадлежал к
«Кимонову дому», то есть был родственником Мильтиада — победителя персов при
Марафоне, и его сына Кимона — знаменитого греческого полководца. Действительно,
Фукидид был типичным афинским эвпатридом, то есть «имеющим благородного отца» —
аристократом. Семья его владела обширными поместьями и золотыми рудниками во
Фракии.
О детстве Фукидида и годах учебы сведений не сохранилось. Правда, у древних
авторов есть сведения о встрече молодого Фукидида и Геродота. Юноша
присутствовал на одном из публичных чтений «Истории» Геродота и не мог
удержаться от слез восхищения. Геродот обратил на него внимание, а его отцу,
Олору, он принес поздравления с тем, что тот имеет сына, стремящегося всем
сердцем к знаниям. Известно также, что Фукидид учился в Афинах у оратора
Антифонта и был близок к софистам — платным преподавателям красноречия и
всевозможных знаний — Протагору и Горгии. Большое влияние на его развитие
оказал и философ Анаксагор.
Находясь в Афинах в первые годы Пелопоннесской войны, Фукидид стал
свидетелем борьбы политических партий. Война явилась следствием растущего
соперничества между Пелопоннесским союзом, возглавлявшимся Спартой, и Афинами —
двумя мощными политическими центрами Древней Греции. Она была и ярким
проявлением конфликта между демократией и олигархией — режимами, которые
господствовали в Спарте и Афинах. Сам Фукидид по своим политическим взглядам
был скорее приверженцем демократии, хотя весьма умеренным. Он поддерживал
сторонников партии Перикла, а самому Периклу досталось немало лестных слов в
«Истории».
На второй год войны в Афинах разразилась эпидемия чумы. Болезнь коснулась и
Фукидида, но ему удалось быстро оправиться и избежать наиболее тяжелых
осложнений.
В 424 году до н.э. он был избран стратегом и во главе афинской эскадры
послан к побережью Фракии для защиты афинских владений. Где и когда он обучался
воинскому искусству — сведений нет. Но вряд ли бы афиняне избрали стратегом
человека, не имеющего опыта в военном деле.
Шел восьмой год войны. Спартанский полководец Брасид предложил нанести удар
по северным владениям Афин. На его стороне выступили македонский царь Пердикка,
фракийский царь Севф и ряд городов Союза. Пройдя через Среднюю Грецию и
Фессалию, Брасид подошел к Амфиполю. Защищавший этот форпост афинский стратег
Евкл послал гонца к Фукидиду с просьбой о помощи. Но Фукидид опоздал и подошел
к Амфиполю, когда тот был уже захвачен Брасидом. О своей неудаче Фукидид кратко
рассказывает в четвертой книге «Истории», ничем не стараясь оправдать свою медлительность.
Среди историков нет единого мнения о виновности Фукиди-да. Некоторые обвиняют
его в медлительности, другие — в измене, но есть и такие, которые считают, что
Фукидид стал жертвой оговора своих противников. Но для афинян виновность
Фукидида была очевидной. За измену и потерю Амфиполя, а именно это ему и
ставили в вину, он был приговорен к пожизненному изгнанию.
Изгнанный из Афин, Фукидид поселился во Фракии, в своем поместье. В течение
следующих двадцати лет, находясь вдали от родины, он занимался сбором материала
для своего исторического труда, оставаясь сторонним наблюдателем и стараясь
беспристрастно излагать ход войны. Обладая значительными средствами, Фукидид
мог позволить себе много путешествовать и, таким образом, стать свидетелем
основных событий Пелопоннесской войны. Свой труд — «История» — он разделил на
восемь книг. Первая из них посвящена обширному введению ко всему труду и
предыстории Пелопоннесской войны. Труд его остался незаконченным, и события в
нем доведены до осени 411 года до н.э. Но, несмотря на незавершенность
отдельных частей, «История» является цельным произведением. Первое десятилетие
войны описано в книгах со второй по четвертую, Никиеву миру посвящена пятая
книга, Сицилийская экспедиция (415—412 годы до н.э.) отражена в книгах шестой и
седьмой, а последняя книга рассказывает о Декелейско-Ионийской войне и
установлении в Афинах олигархического правления Четырехсот.
В 404 году до н.э. военные действия закончились. Афины потерпели поражение
и были вынуждены заключить тяжелый для себя мир. Одним из его условий было
возвращение всех изгнанников. Следующий год принес всем изгнанникам прощение —
после восстановления демократии была объявлена амнистия. Но Фукидида она не
коснулась. Для его возвращения в Афины, как для изменника, требовалось
специальное постановление. Благодаря стараниям Ойнобия, который, возможно, был
отцом стратега Евк-ла, командовавшего амфипольским гарнизоном, постановление
было получено. (А если эти сведения принять за точные, то можно согласиться с
теми историками, которые считали, что Фукидид пострадал незаслуженно.) Вернулся
Фукидид в Афины около 400 года до н.э.
Как и многие другие биографические сведения, время, причина и место кончины
Фукидида точно не установлены. Павсаний, например, утверждает, что Фукидид был
убит по дороге в Афины из ссылки, Плутарх и другие историки местом его кончины
называют Фракию, но различные ее районы. Одни авторы его смерть считают
естественной, другие — насильственной. Точно известно место его захоронения —
усыпальница рода Кимона в Афинах, рядом с могилой Эльпиники — сестры Кимона.
«История» Фукидида была издана уже после его смерти. Как историк Фуондид
ставил пред собой задачу отображать события наиболее объективно v придавал
большое значение критической проверке сведений, которыми располагал для
изложения. Он старался выяснить происхождение того или иного исторического
явления, обращал особое внимание на причины и поводы событий. Фукидид исключает
непосредственное вмешательство божественных сил в исторические события, хотя
историк и не отвергает в принципе существования богов или божественного начала.
Придавая первостепенное значение объективным историческим факторам, не только
политическим, но и экономическим, он стремился подчеркивать роль и отдельных
личностей, для характеристики которых использовал их же речи и выступления. Он
воздерживался от эмоциональной оценки происходивших событий, не вдавался в
мелкие подробности. Хотя Фукидид писал, прежде всего, военную историю, его
отличает большое внимание к вопросам социально-политической борьбы. Одним из
первых он оставил обстоятельные описания гражданских конфликтов, столкновений
демократических и олигархических группировок.
Он утверждал, что его труд призван- служить не развлечению читателя, а
должен стать достоянием веков. Фукидид по праву считается величайшим историком
древности, оставившим яркое и достоверное описание одного из наиболее
значительных событий древней истории, современником которого он был.