Ксенофонт (ок. 444 — ок. 356 до н.э.) — древнегреческий историк и писатель
Ксенофонт был крупнейшим греческим историком после Геродота и Фукидида. Его
называли аттической Музой и аттической пчелой, подчеркивая тем самым прекрасный
греческий язык, на котором он писал свои произведения, и необычайное трудолюбие
этого историка и писателя. И если Геродот и Фукидид оставили потомкам только по
одному произведению, которые прославили их имена, то из-под пера Ксено-фонта
вышло более десятка творений, различных по тематике.
Сведения о жизни Ксенофонта приходится искать в основном в его собственных
сочинениях, и хотя существует его биография, составленная Диогеном Лаэр-тским,
она дает лишь немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость
сведений не позволяет восстановить полную реальную биографию Ксенофонта, но
основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.
Диоген Лаэртский начинает биографию Ксенофонта словами: «Ксенофонт был
сыном Грилла, афинянином, по дему — эрхийцем». И это все о его происхождении.
Ряд более поздних историков на основании косвенных источников по социальному
происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию — сословию
всадников. Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное
аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа,
объединявший виднейших представителей олигархически настроенной молодежи, что
симпатии Ксенофонта всегда были на стороне Спарты, ее режима правления и таких
спартанских государственных деятелей, как Клеарх и Агесилай. Если все это
принять во внимание, то с большей долей вероятности можно утверждать, что
Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии.
Его жизненный путь можно, условно, разделить на три периода. К первому
периоду относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего.
Активная военная и политическая деятельность, участие в походе греческих
наемников в Персию, а также пребывание на спартанской службе составляют второй
период жизни Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и
Коринфе, занимаясь-хозяйством и литературной деятельностью.
Во временном отношении наиболее продолжительным, но наименее известным, был
первый период. Родился Ксенофонт в Афинах. Годом его рождения можно
приблизительно считать 444-й до н.э., или чуть ранее, основываясь на его
собственных произведениях. Так, он пишет, что принимал участие в сражении при
Делии в Беотии и был спасен Сократом. Исходя из того, что сражение это
произошло в 424 году до н.э., а молодые люди несли воинскую службу только
внутри Аттики, к 424 году до н.э. Ксенофонту было не менее 20 лет, что и
позволяет приблизительно установить год его рождения, который подтверждается и
другими вычислениями. Подобным же образом устанавливается и год его смерти —
около 356 года до н.э.
В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое
образование и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед
олигархическим режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с
Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим
будущим учителем. Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ
загородил ему дорогу палкой, а затем спросил, где можно купить съестные
припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему
путь и спросил, где люди делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить
не мог. Тогда Сократ сказал ему: «В таком случае иди за мной и учись».
Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел
литературные записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при
написании своих трудов.
Молодость Ксенофонта пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между
Афинами и Спартой за главенство в Греции. В эту войну был втянут практически
весь мир греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид,
доведя описание событий до 411 года до н.э. Спустя много лет именно Ксенофонт
продолжил описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории». Он
описывал события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на
командных постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился
в дальнейшем. В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая
борьба, и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или
поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта.
Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических
событиях — все это сделало Ксенофонта ярым противником демократии. Считая
спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему
победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но
он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и
гибели своего учителя Сократа.
После заключения унизительного для Афин мира в 404 году до н.э. власть в
Афинах перешла к олигархам. В историю этот период вошел как время правления 30
тиранов. Период этот был кратковременным — очень скоро сторонники олигархов и
демократов начали вооруженную борьбу между собой и, несмотря на контроль и
помощь Спарты, олигархи потерпели поражение в этой борьбе. В Афинах был
заключен гражданский мир с восстановлением демократии. У Ксенофонта это не
вызвало восторга, а в возможность гражданского мира он просто не верил. И был
прав. Во время правления 30 тиранов он служил в коннице, естественно на стороне
олигархов. Сам Ксенофонт не поддерживал крайних мер в борьбе со сторонниками
демократов. Он с большой долей симпатии относился к Ферамену, одному из
тридцати тиранов, который открыто выступал против политики репрессий,
проводимых олигархами, за что и был казнен. Придя к власти, демократы старались
любым способом избавиться от олигархов и их сторонников. Поэтому, когда
спартанцы попросили у Афин военной помощи для борьбы с персами в Малой Азии,
демократы, как пишет Ксенофонт, «послали тех, кто служил в коннице в правление
тридцати, полагая, что для демократии будет благом, если они вдали от родины
погибнут». В 401 году до н.э. Ксенофонт покинул Афины и больше никогда уже не
возвращался туда. В его жизни начинается новый, второй, период.
Поводом покинуть Афины послужило письмо, полученное Ксенофон-том от своего
друга, беотийца Проксена, который служил у царевича Кира Младшего. Проксен, по
просьбе Кира, набирал войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в
случае его приезда содействовать его дружбе с Киром, который для самого
Проксена стал «дороже отчизны». Ксенофонт с радостью принял предложение,
надеясь на службе у Кира прославиться и разбогатеть. Зачем Кир набирал
наемников, Ксенофонт даже не задумывался. Но Сократ предупреждал его о том, что
не следует доверять Киру, который выступал на стороне противника в годы
Пелопоннесской войны, говорил, что эта дружба может повредить репутации
Ксенофонта в Афинах. Но решение было принято, и Ксенофонт покидает Афины.
Об истинных мотивах экспедиции Кира, вероятно, знали только самые
посвященные. Еще в 424 году до н.э. в Персии царствовал Дарий II Нот. У него
было двое сыновей: Артаксеркс и Кир Кир был любимым сыном матери их,
Парисатиды. Она очень хотела сделать наследником престола Кира, который был
младшим из братьев, но Дарий распорядился иначе. Когда Кир достиг 17-летнего
возраста, отец сделал его сатрапом, то есть правителем области, занимавшей
большую часть Малой Азии, а Артаксеркса назначил наследником престола.
Лишь только Дарий умер, Кир сразу был обвинен в заговоре против брата,
вступившего на престол. Он не избег бы смерти, если бы мать не выпросила своему
любимцу помилования и не отправила его обратно в сатрапию.
Вернувшись туда, Кир немедленно приступил к тайной организации нового
заговора, но действовал очень осторожно. Распустив слух, что соседний сатрап
Тиссаферн имеет замыслы против греческих городов в Малой Азии, он стал собирать
новый отряд греческих солдат для их защиты. С этой целью он поручил
спартанцу-эмигранту Клеарху, Проксену и другим искателям приключений,
собравшимся при его дворе, набирать для него войско под предлогом похода против
Тиссаферна — все истинные замыслы были тщательно скрыты. Сам «великий царь»
Артаксеркс находился в полном неведении относительно намерений брата: он думал,
что один сатрап собирается воевать с другим, что случалось нередко, поэтому
наемники и не заслуживали его внимания.
О том, что произошло в дальнейшем, мы знаем из «Анабасиса» Ксенофонта.
Вероятно, во время похода Ксенофонт вел записи, так как в «Анабасисе»
присутствует изобилие подробностей, имен и даже точное расстояние между
населенными пунктами по пути следования войска Кира. Отряд греческих наемников
составил в нем 13 тысяч человек
Весной 401 года до н.э. Кир выступил в поход против Артаксеркса. Дойдя
беспрепятственно до деревни Кунакса (недалеко от Вавилона), его войско
встретилось с войском Артаксеркса. В происшедшем здесь сражении Кир был убит,
но греческое войско одержало победу. Со смертью Кира для греков исчезла и цель
похода. После сражения персы пригласили греческих военачальников к себе как бы
для переговоров, но отправили их к Артаксерксу, который повелел их казнить.
Греческие наемники рассчитывали на щедрое вознаграждение в случае победы, но
остались и без денег, и без предводителей. Надо было возвращаться в Грецию, от
которой они были очень далеко, а обратный путь пролегал по территории
противника. Они решили с оружием в руках проложить себе дорогу в Малую Азию и
возвратиться на родину, выбрав себе новых предводителей, в числе которых, и
притом одним из главных, стал Ксенофонт.
Греческая армия начала обратный поход. Отбиваясь от войск персидского царя,
ежедневно преодолевая сопротивление местных племен, неся большие потери, греки
упорно продвигались к южным берегам Черного моря. После восьмимесячного пути,
потеряв около трети своего состава, они достигли греческого города Трапезунда.
Позволив себе длительный отдых, наемники снова двинулись в путь — к Армене. Два
месяца шли греки до Арме-ны, и два месяца Ксенофонт стоял во главе войска.
Затем, вплоть до прибытия в Византии, он постоянно находился на командной
должности, либо над всем войском, либо над большим самостоятельным отрядом.
Используя положение фактического главнокомандующего, Ксенофонт дважды за время
похода пытался склонить своих соратников остаться в Понте и основать новое
поселение. Вероятно, он рассчитывал на то, что сможет оказаться во главе
администрации нового города и таким путем осуществить честолюбивые надежды,
которые ранее связывал с участием в экспедиции Кира. Но наемники не желали
оставаться в Понте и стремились скорее попасть домой, так что мечтам Ксенофонта
сбыться было не суждено.
Достигнув Фракии, большая часть наемников поступила на военную службу к
фракийскому царю Севфу. Царь уже неоднократно вел переговоры с Ксенофонтом,
возглавлявшим греческое войско. В это время Спарта не желала обострять
отношения с персами и по их просьбе согласилась выдать уцелевших греческих
наемников Кира персидскому царю. Была даже сделана, правда неудачная, попытка
захватить Ксенофонта. В такой ситуации для греков было лучше поступить на
службу к фракийцу, чем достаться персам. Севф обещал предоставить Ксенофонту
убежище, если тот подвергнется преследованиям со стороны Спарты, и передать
часть своих владений в благодарность за помощь в династической борьбе. Свои
обещания Ксенофонт и его воины выполнили, Севф — нет.
Но политическая ситуация вновь изменилась. Спарта начала войну с Персией.
Во Фракию прибыли посланцы спартанского командующего Фиб-рона, чтобы пригласить
бывших наемников Кира на службу. Под командованием Ксенофонта в то время
оставалось всего 6 тысяч человек, а сам он собирался ехать в Афины. Он пишет,
что близкие ему в лагере люди стали просить, чтобы он не уезжал до тех пор,
пока не отведет и не передаст войско Фиброну. Ксенофонт согласился и довел
войско из Фракии до Перга-ма, а затем остался на спартанской службе, так и не
уехав в Афины.
В 396 году до н.э. для руководства военными действиями против Персии в
Малую Азию прибыл спартанский царь Агесилай. Ксенофонг быстро с ним сблизился и
на долгие годы стал ему верным другом. Вместе с ним он возвратился в Грецию,
когда войско Агесилая было переброшено туда из Малой Азии в связи с начавшейся
Коринфской войной. Ксенофонт участвовал на стороне спартанцев в битве при
Коронее в 394 году до н.э., где спартанцы сражались не только против фиванцев,
но и против афинян, бывших с фиванцами в союзе Вернуться на родину Ксенофонту
так и не пришлось (да, может быть, он и не стремился). Если раньше Ксенофонт был
добровольным изгнанником, то после битвы при Коронее он был заочно приговорен
афинянами к изгнанию из отечества. В спартанском войске Ксенофонт оставался до
конца Коринфской войны, сопровождая Агесилая в походах.
Затем начинается третий, последний, период жизни Ксенофонта. Спартанцы
отблагодарили его за оказанные им услуги, стоившие ему лишения родины: они
подарили ему дом и участок земли в местечке Скиллунте в Эли-де близ Олимпии
Здесь он жил с женой и двумя сыновьями, Гриллом и Ди-одором, и провел много лет
вдали от общественной жизни — занимался сельским хозяйством, охотой,
литературными трудами и принимал друзей. Эта спокойная, идиллическая жизнь в
очаровательном уголке продолжалась до 371 года до н.э., когда во время войны
между Спартой и Фивами спартанцы потерпели тяжелое поражение при Левктрах, и
Ксенофонт вынужден был оставить Скиллунт и переселиться в Коринф. В 369 году до
н.э. Афины и Спарта заключили союз между собою, и приговор об изгнании,
тяготевший над Ксенофонтом, был отменен. Тем не менее на родину он не вернулся.
Но в 362 году до н.э. он послал обоих сыновей в Афины, и они в числе афинских
всадников участвовали в кавалерийском сражении, которым началась битва при
Мантинее между спартанцами и афинянами, с одной стороны, и фиванцами — с
другой. В этом сражении Грилл был убит. Когда известие об этом пришло к
Ксенофонту, он совершал жертвоприношение. Услышав о гибели сына, он снял с
головы венок, но когда гонец добавил, что сын его умер смертью храбрых, он
снова надел венок и сказал: «Я знал, что сын мой смертен».
Ксенофонт еще долго жил после этого в Коринфе, где и умер в глубокой
старости (не ранее 356 года до н.э.).
Он оставил после себя как исторические труды, так и литературные
произведения. Наибольшее значение среди них имеют «Греческая история» в семи
книгах, содержащая описание Пелопоннесской войны с 411 по 362 год до н.э.,
«Анабасис», где рассказывается о походе греческих наемников в глубь Персии и
обратном пути домой. В «Киропедии» Ксенофонт развивает взгляд на воспитание
идеального правителя, а в «Лакедемонской политии» описывает государственное
устройство Спарты и конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и
философские сочинения, посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа
— «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа». Кроме перечисленных
произведений он написал еще ряд сочинений по вопросам экономики, военного
искусства, по устройству хозяйства и быта. Все произведения Ксенофонта в
античном мире пользовались большой популярностью, а для историков они имеют
первостепенное значение для изучения истории греческого полиса второй половины
V — первой половины VI веков до н.э.