Толстой Лев Николаевич (1828—1910) — великий русский писатель, граф
Родоначальником рода Толстых был Андрей Харитонович Толстой — черниговский
боярин, переселившийся в Москву во второй половине XV века и поступивший на
службу к великому князю Василию Васильевичу. «Толстой» было его прозванием,
данным ему, вероятно, по причине тучности. По преданию, род Андрея Харитоновича
вел свое начало от Индро-са, выехавшего из Литвы в 1353 году. При крещении
Индрос получил имя Леонтий и в Чернигове стал боярином. Боярами были и два его
сына — Константин (Литвинос) и Федор (Зимонтен).
В XVII веке виднейшими представителями рода Толстых стали Василий Иванович
Толстой и его сын Андрей Васильевич, а первым графом в роду стал сын Андрея
Васильевича — Петр, получивший этот титул в 1724 году. Судьба первого графа и
его сына сложилась трагически. Петр Андреевич был сподвижником Петра Великого,
который отозвался о нем, как об «очень способном человеке, но ведя с ним дело,
надо держать за пазухой камень, чтобы выбить ему зубы, если он вздумает
укусить». Петр Андреевич был ловким дипломатом — первым постоянным послом в
Турции. Также он был президентом Коммерц-коллегии и членом Верховного тайного
совета. Он был и главным следователем по делу царевича Алексея. Он достиг высот
служебной карьеры благодаря уму и поразительной работоспособности, а вовсе не
хитростью и коварством, кои приписывались ему многими современниками.
Когда скончался Петр I, граф Толстой активно содействовал избранию на
царство Екатерины I. В следующем, 1726 году он стал инициатором создания
Верховного тайного совета и вступил в борьбу против чрезмерного возвышения А.Д.
Меншикова. Но потерпел поражение. Он и его единомышленники были арестованы.
Процесс по делу длился всего три дня — Меншиков очень торопился, так как
Екатерина была смертельно больна. Указ от ее имени вышел в день ее смерти — 6
мая 1727 года. Согласно указу, Толстой был лишен чести, чина и имущества и
сослан на Соловки. Туда же был отправлен и его сын Иван. Условия жизни в тюрьме
Соловецкого монастыря были ужасными. Камеры были настолько сырыми, что одежда
на узниках через год сгнивала. В тюрьме Петр Андреевич провел полтора года и
только на несколько месяцев пережил своего сына. Петр Андреевич скончался в
январе 1729 года в возрасте 84 лет. Он был погребен в монастыре, внутри ограды
перед Преображенским собором.
Его старший сын Иван, погибший вместе с отцом на Соловках, был женат на
княжне Прасковье Ивановне Троекуровой. В 1742 году ей были возвращены имения
тестя, отписанные в казну. Она воспитывала пятерых сыновей— Василия, Андрея,
Бориса, Федора и Петра, которым по указу от 26 мая 1760 года был возвращен и
графский титул.
Андрей Иванович Толстой, родившийся в 1721 году, стал суздальским воеводой
и от провинциального дворянства был избран депутатом в Екатерининскую комиссию
по составлению уложения. Его сын Илья Андреевич был одним из богатейших
помещиков, но, живя широко, быстро растратил состояние. В 1815 году он был
назначен губернатором Казани, и на этом посту совершил крупные злоупотребления,
что и было раскрыто сенаторской ревизией. Он был отстранен от должности в 1820
году и в тот же год скончался. От брака с Пелагеей Николаевной Горчаковой имел
двоих сыновей (Николая и Илью) и двух дочерей.
Николай Ильич Толстой начал военную службу в годы Отечественной войны 1812
года. В 15 лет (в июне 1812 года) он был зачислен корнетом в Иркутский
гусарский полк. За отличия в боях он награждался чинами и орденами. В годы
войны попал в плен и был освобожден при взятии русскими войсками Парижа. Службу
он закончил в 1815 году, выйдя в отставку в звании подполковника. Женившись на
Марии Николаевне Волконской, Николай Ильич до конца своих дней проживал в Ясной
Поляне — в родовом имении жены. Брак дал супругам троих сыновей и дочь. Младшим
сыном был Лев Николаевич Толстой — знаменитый писатель, достигший еще небывалой
в истории литературы славы.
Он родился 28 сентября 1828 года в Ясной Поляне, которая располагалась в
Крапивенском уезде Тульской губернии (в 15 верстах от Тулы). Льву Николаевичу
не было и двух лет, когда умерла его мать. Воспитанием осиротевших детей
занялась дальняя родственница Т.А. Ергольская. О матери он знал в основном по
рассказам других людей, и память о ней оставил в автобиографическом «Детстве»,
где она стала прототипом матери Иртеньева.
В 1837 году семья переехала в Москву, потому что старшему сыну надо было
готовиться к поступлению в университет. Но вскоре внезапно умирает и отец,
оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова
поселились в Ясной Поляне, под наблюдением Т.А. Ер-гольской и тетки по отцу,
графини A.M. Остен-Сакен.
В Ясной Поляне дети оставались до 1840 года, а затем переехали в Казань к
новой опекунше — сестре отца П.И. Юшковой. Дом Юшковых был типично светским,
хотя и провинциальным, и принадлежал к числу самых веселых в Казани. Здесь у
Льва Николаевича поистине стали складываться те черты характера, которые
отличали его всю остальную жизнь. Он хотел блистать в обществе, но природная
застенчивость и внешние данные не позволяли ему добиться этого. Его натуру
отличали огромное самолюбие и желание достигнуть чего-то настоящего. Вместе с
тем в нем шла напряженная внутренняя борьба и выработка строгого нравственного идеала.
Вся дальнейшая жизнь Толстого представляет собой мучительную борьбу с
противоречиями жизни.
Пройдя курс домашнего обучения, Лев Николаевич в возрасте 15 лет стал
студентом Казанского университета сначала восточного, а затем юридического
факультета, по два года на каждом. В университете он только числился, продолжая
вести светский образ жизни. И все-таки в 1847 году он оставил университет и
вернулся в Ясную Поляну, бросив учебу еще до наступления переходных экзаменов
на 3-й курс юридического факультета.
Живя в деревне, Толстой пытался стать «добрым помещиком» для крестьян. Его
забота о них выражалась в строительстве для крестьян домов и школы для их
детей. Но вскоре он понимает, что примирение помещика и мужика невозможно —
крестьяне просто не верят барину и его заботе о них. Чувствуя духовную
опустошенность, Лев Николаевич начинает вести дневник, положивший начало его
литературной деятельности. В творчестве он увидел способ «оторваться от всего
прошедшего, переделаться, начать жить по-новому». Он начинает писать
автобиографическую повесть «Детство». Повесть он заканчивает уже на Кавказе,
куда перебрался в 1851 году к брату Николаю, который проходил там службу.
Вскоре он и сам решил поступить на военную службу, но явились препятствия в
виде отсутствия нужных бумаг, которые трудно было добыть, и Толстой прожил
около пяти месяцев в полном уединении в Пятигорске. Осенью 1851 года Толстой,
сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской
бригады, стоявшей в казацкой станице Сларогладове, на берегу Терека, под
Кизляром. Позднее жизнь казацкой станицы и свои чувства и переживания тех
времен Толстой изобразил в «Казаках». В глухой станице Толстой обрел «лучшую
часть самого себя»: он продолжал писать, а в 1852 году отослал в редакцию
«Современника» первую часть автобиографической трилогии — «Детство», и вскоре
получил от Некрасова ответ, что повесть будет напечатана, написав также, что у
Толстого есть определенный литературный талант. «Детство» было высоко оценено и
Тургеневым, который, прочитав повесть, сказал, что ее автор «далеко пойдет». В
1854 году в том же «Современнике» появилась и вторая часть трилогии—
«Отрочество», и в это время Лев Николаевич продолжал работать над последней
повестью трилогии — «Юность», которую закончил в 1857 году.
В 1853 году, когда началась война с Турцией, Толстой стал ходатайствовать о
переводе его в действующую армию. Он добился отправки в Румынию, где находился
полгода. Об этом времени Толстой говорит, что «и воевать не воевал, и писать не
писал». Ас началом Крымской войны он подает рапорт с просьбой о переводе в
Севастополь. В ноябре 1854 года он прибывает в город и до самого конца войны
участвует в его обороне в качестве офицера артиллерии. Все ужасы, лишения и
страдания, выпавшие на долю защитников Севастополя, перенес и Толстой. Он долго
жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Черной, был
при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Участие в обороне
города дало Толстому богатые наблюдения, которые затем были им использованы при
написании «Севастопольских рассказах», появившихся в «Современнике» в 1855—1856
годах. Рассказы пользовались огромным успехом, а давая оценку творчеству
Толстого, Писемский в восхищении сказал- «Этот офицеришка нас всех заклюет,
хоть бросай перо» Правда, цензурный комитет во главе с Мусиным-Пушкиным нашел в
ряде рассказов «насмешки над нашими храбрыми офицерами», и Льву Николаевичу
пришлось второй и третий рассказы несколько переделать, чтобы их опубликовать.
В конце осени 1855 года Толстой приехал в Петербург. Шумной и веселой
жизнью зажил Толстой в столице, где его встретили с распростертыми объятиями и
в великосветских салонах, и в литературных кружках. Особенно близко сошелся он
с Тургеневым, с которым некоторое время жил на одной квартире. Тургенев ввел
Толстого в кружок «Современника» и других литературных корифеев: у него
сложились приятельские отношения с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым,
Григоровичем, Дружининым, Сологубом. В столице его стали приглашать печататься
в разные журналы, но он отдавал свои рукописи только в «Современник».
«Севастопольские рассказы», окончательно укрепившие известность Толстого,
как одной из главных «надежд» нового литературного поколения, до известной
степени являются первым эскизом того огромного полотна, которое 10—12 лет
спустя Толстой с таким гениальным мастерством развернул в «Войне и мире».
Первый в русской, да и едва ли не во всемирной литературе, Толстой занялся
трезвым анализом боевой жизни, первый отнесся к ней без всякой экзальтации. Он
низвел воинскую доблесть с пьедестала сплошного «геройства», но вместе с тем
возвеличил ее как никто.
По воспоминаниям Левенфельда, после Севастополя столичная жизнь «имела
двойную прелесть для богатого, жизнерадостного, впечатлительного и общительного
молодого человека. На попойки и карты, кутежи с цыганами у Толстого уходили
целые дни и даже ночи». Веселая жизнь не замедлила оставить горький осадок в
душе Толстого, тем более что у него начался сильный разлад с близким ему
кружком писателей. Он никак не хотел удовлетвориться тем, что он, «чудесный
художник», не мог признать литературную деятельность чем-то особенно
возвышенным, чем-то таким, что освобождает человека от необходимости стремиться
к самоусовершенствованию. На этой почве возникали ожесточенные споры. В начале
1857 года Толстой пишет: «Люди мне опротивели, и сам я себе опротивел». Он без
всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу. Неожиданное
впечатление произвела на него Западная Европа. Он побывал в Германии, Франции,
Англии, Швейцарии и Италии, проведя за границей в общей сложности около
полутора лет. Впечатление от поездки было резко отрицательным, и в дальнейшем
Толстой не обмолвился каким-нибудь добрым словом о тех или других сторонах
заграничной жизни, нигде не поставил культурное превосходство Запада в пример
России. Разочарование европейской жизнью он высказал в рассказе «Люцерн». За
границей Толстого интересовали вопросы народного образования, которые он
пристально изучал в Германии и теоретически, и практически, беседуя со
специалистами. Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и
Лелевелем.
Во время второго путешествия за границу в южной Франции на руках у Льва
Николаевича скончался от чахотки его любимый брат Николай. Смерть брата
произвела на Толстого сильное впечатление, и он решил вернуться в Россию.
Еще в 1859 году во время пребывания в России между первым и вторым
путешествиями за границу, Толстой вышел из журнала «Современник» вместе с Тургеневым,
Гончаровым и Григоровичем. Он не принимал идеи о революционном пути решения
крестьянского вопроса и крайне отрицательно относился к революционной
демократии. Вернувшись в Россию в 1861 году, в год освобождения крестьян,
Толстой становится мировым посредником, приняв участие в проведении
крестьянской реформы, но, защищая крестьянские интересы, вызвал к себе
неприязнь помещиков и вскоре был отстранен от должности. В своем уезде Лев
Николаевич открыл ряд школ, центром которых стала первая в России
экспериментальная Яснополянская школа. Эта школа стала для Толстого
«поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». Толстой сам
создал оригинальную методику и учил детей без принуждения, считая их такими же
свободными людьми, как и он сам. Он решительно восстал против всякой
регламентации и дисциплины в школе, считал, что все в преподавании должно быть
индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В Яснополянской
школе дети сидели кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой
определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя
заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний
педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой, при помощи
нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и
приезжих.
В 1862 году Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где
главным сотрудником являлся опять-таки он сам. Сверх статей теоретических
Толстой написал также ряд рассказов, басен и переложений.
В том же году произошли изменения и в его личной жизни — Лев Николаевич
женился на Софье Андреевне Берс Ему пошел уже четвертый десяток, Софье
Андреевне было всего 17 лет. Но, несмотря на разницу в возрасте, в лице жены он
нашел не только верного и преданного друга, но и незаменимую помощницу во всех
делах, практических и литературных. Она многократно переписывала без конца
переделываемые мужем произведения, причем часто «недоговоренная» мысль
писателя, недописанные слова и обороты под ее рукой получали ясное и
определенное выражение. Для Толстого наступает самый свеглый период его жизни —
период упоения личным счастьем и расцвета его творческого гения
В первые годы после женитьбы Толстой работал над романом «Война и мир»,
создав одно из лучших своих произведений, ставшим одним из признанных шедевров
мировой литературы. От романа исторического он затем переходит к роману
современному. «Анна Каренина» стала не просто семейным романом, а
произведением, охватившим социально-психологические проблемы современной
Толстому действительности.
Затем в жизни Льва Николаевича Толстого наступает период, названный
исследователями его жизни и творчества периодом перехода писателя на позиции
патриархального крестьянства Он наметился во время работы Толстого над
«Исповедью». В дневниках, статях и литературных произведениях того времени
Толстой выражает свое отрицательное отношения к самодержавию, буржуазии и
остаткам крепостничества Отрицательное отношение писателя достигает такой
остроты, что в 1884 году он решается уйти из Ясной Поляны и порвать с
«барскими» условиями жизни. Он переезжает в Москву и ведет разностороннюю
общественную деятельность. Он принимает участие в переписи населения и изучает условия
жизни московской бедноты; во время голода в России в 1891 году Толстой помогает
сбору средств для голодающих и устройству столовых; организовывает вместе с
Чертковым издательство «Посредник», специализирующееся на выпуске дешевых книг
для простого народа.
Социально-религиозные и философские искания писателя привели его к созданию
собственной философско-религиозной системы, изложенной им в статьях «Критика
догматического богословия», «В чем моя вера» и других.
Пытаясь разобраться в вопросах веры, Толстой ведет беседы со священниками и
монахами, со старцами в Оптиной пустыни, читает богословские трактаты, и, чтобы
в подлиннике прочитать первоисточник христианского учения, он изучает
древнегреческий и древнееврейский языки. Вместе с тем он присматривался к
раскольникам и различным сектантам. В это время Толстой начинает стремиться к
жизни, близкой к природе. Постепенно отказывается он от прихотей и удобств
богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую
одежду, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние,
отказывается от прав на литературную собственность. В произведениях этого
периода он проповедует принцип непротивление злу насилием, неучастие в
революционной борьбе. Он отрицает все установившиеся формы государственной,
общественной и религиозной жизни. Толстой подвергается нападкам, с одной
стороны, революционно-демократических деятелей, с другой — государственных
чиновников и церкви. Специальным решением Синода он был от церкви отлучен.
Определение Святейшего Синода от 20—22 февраля 1901 года гласило: «Известный
всему миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию
своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на
Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись
от вскормившей и воспитавшей его матери, церкви православной, и посвятил свою
литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в
народе учений противных Христу и церкви, и на истребление в умах и сердцах
людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которой
жили и спасались наши предки и которой доселе держалась и крепка была Русь
святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеваемых им и его
учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества
нашего, он проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов
православной церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного
живого Бога, в святой Троице славимого, Создателя и Про-мыслителя вселенной,
отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира,
пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из
мертвых; отрицает бессменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство
до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, не признает
загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства церкви и благодатное в
них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры
православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из
таинств, святую Евхаристию». Поэтому «церковь не считает его своим членом и не
может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с ней»
Несмотря на отрицание Толстым революционной борьбы, он сочувствовал борцам
против произвола и угнетения. Толстой предчувствовал революционные события 1905
года, а когда революция началась, он сказал, что «она будет иметь для
человечества более значительные и благотворные последствия, чем Великая
французская революция»После поражения
революции Лев Николаевич выступал с гневными статьями, в которых обличал
жестокость правительства, а в письме, посланном Толстым Николаю II, он обвинил
царя в деспотизме и заявил, что тому не удастся удержаться у власти. Толстой
также требовал прекращения преследования и казней участников революции и
передачи земли крестьянам.
Толстой мучался своей принадлежностью к высшему обществу. Проживая в Ясной
Поляне, в окружении домашних и слуг, он в 1906 году записал в своем дневнике:
«Все больше и больше болею свои довольством и окружающей нуждою... все
нарядные, едят, пьют, требуют. Слуги бегают, исполняют. И мне все мучительнее и
мучительнее, труднее и труднее участвовать и не осуждать».
Решив окончательно порвать с «барскими условиями жизни», Лев Николаевич
тайно покидает Ясную Поляну осенью 1910 года. Сопровождал его врач Д.П.
Маковицкий. В пути Толстой простудился и заболел воспалением легких. Он был
снят с поезда Рязанско-Уральской железной дороги и помещен в доме начальника
станции, которая теперь носит имя Толстого. И 20 ноября 1910 года Лев
Николаевич Толстой скончался, но даже на пороге смерти отказавшись примириться
с властью и церковью.
Он был похоронен без церковного обряда в Ясной Поляне. Согласно его
завещанию, на его могиле не было поставлено ни креста, ни памятника.