Волконская Зинаида Александровна (1792—1862) — княгиня, русская
писательница
Для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой взял прототипом главного героя Андрея
Болконского сразу нескольких представителей князей Волконских. Все они были
героями войн с Наполеоном, и военная карьера издавна была отличительной чертой
этого древнего знатного рода. Род Волконских ведет свое начало с времен
стародавних, от князей черниговских (по другим сведениям — рязанских).
Представители рода всегда стояли на защите родной земли. Память о многих из них
сохранилась в преданиях.
Еще в XIII веке трое сыновей Федора Юрьевича Волконского положили
начало.трем основным ветвям рода, который быстро разросся. Воеводство стало
наследственным делом князей Волконских, но, кроме того, в XVI—XVII веках
Волконские служили стольниками и окольничими, многие из них за особые заслуги
получали боярство. В XVIII веке представители рода занимали высокие
государственные должности, а в XIX веке князь Петр Михайлович Волконский —
представитель первой линии князей — получил титул светлейшего князя.
Род Волконских славен не только воинами: Особое место среди его
представителей занимают женщины, ставшие образцом верности и долга. Мария
Николаевна Волконская, урожденная Раевская, стала женой Сергея Григорьевича
Волконского — кадрового военного, героя войны с Наполеоном. Он начал службу
поручиком кавалергардского полка в 1805 году. Сергей Григорьевич участвовал в
58 сражениях. Во время Отечественной войны 1812 года он находился в одном из
«летучих отрядов», созданных для связи, разведки и партизанских операций. Затем
он получил под командование партизанский отряд, с которым успешно действовал в
тылу неприятельских войск. В сентябре 1813 года он был произведен в чин
генерал-майора. После войны Сергей Григорьевич стал активным участником тайного
общества декабристов, получив после провала восстания 15 лет каторги как
осужденный «по первому разряду». Уважение императора лично к князю и его прославленному
роду могло бы смягчить наказание, но он предпочел отвечать наравне с другими
участниками мятежа. Мария Николаевна, несмотря на возражения родных,
отправилась вслед за мужем в Сибирь. Ни тяжелый путь, ни лишения, ни
расставание с малолетним сыном не смогли поколебать ее решение. Мария
Николаевна оставалась с мужем весь период каторги и в дальнейшем жила с ним на
поселении. Ее преданность помогла не только Сергею Григорьевичу перенести те
страшные дни, но и многим другим ссыльным, для которых она была верным
товарищем.
В историю Москвы первой половины XIX столетия вошел музыкально-литературный
салон княгини Зинаиды Волконской. Он был далеко не единственным салоном Москвы,
который открывали у себя представители знатных дворянских фамилий. Но салон
Зинаиды Волконской оставил особый след в истории русской культуры.
Зинаида Волконская родилась 14 декабря 1792 года в Турине. Она происходила
из рода князей Белосельских-Белозерских. Отец ее, A.M. Белосель-ский-Белозерский,
был членом Петербургской академии наук и Академии художеств, Российской
академии словесности, состоял членом иностранных научных обществ. Под его
непосредственным руководством княгиня Зинаида Волконская получила домашнее
образование и воспитание в лучших европейских традициях.
В 1810 году княгиня Зинаида вышла замуж за князя Н.Г. Волконского,
приближенного императора Александра I, егермейстера двора Его Императорского
Величества. Она стала истинным украшением императорского двора — играла в
спектаклях, пела, писала музыку. Ей принадлежит романс «Дубрава шумит» на слова
В.А. Жуковского, романсы и кантаты на собственные стихи. Но великосветская
жизнь не удовлетворяла княгиню, и она, все более удаляясь от двора,
путешествовала по Европе.
Семейная жизнь ее также не ладилась, с мужем они жили «в разъезде». В 1824
году княгиня Волконская поселилась в Москве на Тверской улице, в доме, где ныне
находится «Елисеевский» гастроном. Некогда этот дом достался князю A.M.
Белосельскому-Белозерскому в приданое за женой и после его смерти в 1809 году
перешел к его дочери. В дом на Тверской княгиня перевезла свои богатые
коллекции оригиналов и копий произведений знаменитых европейских живописцев.
Комнаты в ее доме были раскрашены фресками в стиле различных эпох. Среди других
«открытых» домов салон Зинаиды Волконской выделялся своим особым колоритом.
«Тут соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь
и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты,
поэты, художники. Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли.
Бывали в нем пения, концерты, дилетантами и любительницами представления
итальянских опер. Посреди артистов и во главе их стояла сама хозяйка дома.
Слышавшим ее нельзя было забыть впечатление, которое производила она своим
полным и звучным контральто», — писал князь П.А. Вяземский.
Одними из главных посетителей салона княгини Зинаиды Волконской были члены
«Общества любомудрие» — люди, окончившие Московский университет и теперь
служившие или в Архиве иностранных дел или преподававшие в университете. В
кружок «любомудров» входили В.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский,
А.И. Кошелев, М.П. Погодин, СП. Шевырев, А.С. Хомяков, В.П. Титов и другие.
Несмотря на связь с пушкинским кругом, это было уже иное поколение литераторов.
И если литераторы пушкинского круга были в основном поэтами, то любомудры в
основном были прозаиками.
Одним из самых крупных литераторов «любомудров» был князь В.Ф. Одоевский.
Идеи его произведений во многом отразили философию кружка философских
романтиков, стремившихся к «идеальному». В творчестве В.Ф. Одоевского большое
место занимали вопросы музыки. Он не раз выступал как музыкальный критик, а
одним из главных героев его прозаических произведений был музыкант.
Особую роль в жизни «Общества любомудров» играло творчество Д.В.
Веневитинова Он писал стихи и прозу, философские эссе и литературную критику.
Статью Веневитинова о «Евгении Онегине» Пушкин оценил как «единственную
статью», которую он «прочел с любовью и вниманием». «Собрание сочинений»
молодого поэта было собрано друзьями и издано уже после смерти Веневитинова.
Сохранились легенды о любви Веневитинова к княгине Волконской (последнее
время оспариваемые некоторыми авторами), о перстне из Геркуланума, подаренном
Веневитинову княгиней. Веневитинов умер 22 лет от роду, и множество русских
поэтов от Пушкина до Кольцова посвятили стихи его памяти.
Любомудры были связаны как родственными, так и идейными узами с некоторыми
из декабристов, и, несмотря на чисто философское направление своего кружка, они
готовились принять участие в восстании. При известии о восстании, происшедшем
14 декабря 1825 года в Петербурге, они в ожидании ареста уничтожили архив
своего общества. Салон Волконской теперь стал своеобразным московским центром,
куда стекались все сведения о декабристах, в салоне не скрывали своих
оппозиционных взглядов на политику Николая I.
8 сентября 1826 года в Москву был доставлен Пушкин. После своего
знаменитого разговора в Кремле с Николаем I он поселился в Москве, где прожил
некоторое время, навещая своих ближайших друзей. В Москве Пушкин познакомился с
кружком любомудров и высоко оценил талант молодого Веневитинова.
В салоне княгиня Зинаида Волконская встретила его элегией, положенной на
музыку композитором Геништой:
Погасло дневное светило,
На море синее вечерний пал туман.
В конце декабря того же года в Москву приехала княгиня Мария Волконская,
направлявшаяся за своим мужем в Сибирь. Она остановилась в доме своей невестки
на Тверской. 26 декабря в салоне Волконской состоялся прощальный вечер с
отъезжающей В числе провожавших Марию Волконскую был и Пушкин.
Приезд Пушкина в Москву пробудил творческие способности многих будущих
литераторов. «В Москве наступило самое жаркое литературное время, — вспоминал
М.П. Погодин. — Всякий день слышалось о чем-нибудь новом. Языков присылал из
Дерпта свои вдохновенные стихи, славившие любовь, поэзию, молодость, вино,
Денис Давыдов — с Кавказа; Баратынский издавал свои поэмы; «Горе от ума»
Грибоедова только что начало распространяться. Пушкин прочел «Пророка», который
после «Бориса» произвел наибольшее действие, и познакомил нас со следующими
главами «Онегина», которого до сих пор была напечатана только первая глава.
Между тем на сцене представлялись водевили Писарева с острыми куплетами;
Шаховской ставил свои комедии с Кокошкиным, Щепкин работал над Мольером, и
Аксаков, тогда еще не старик, переводил ему «Скупого»; Загоскин писал «Юрия
Милославского»; М. Дмитриев выступил на поприще со своими переводами из Шиллера
и Гете. Последние составляли особый от нашего приход, который, однако, вскоре
соединился с нами, или вернее, к которому мы с Шевыревым присоединились, потому
что все наши товарищи, оставшиеся в постоянных, впрочем, сношениях, отправились
в Петербург. Оппозиция Полевого в «Телеграфе», союз его с «Северной пчелой»
Булгарина и желчные выходки Каченовского, к которому вскоре явился на помощь
Надоумко (Н.И. Надеждин), давали новую пищу. А там Дельвиг с «Северными
цветами», Жуковский с новыми балладами, Крылов с баснями, которые выходили еще
по одной, по две в год, Гнедич с «Илиадой», Раич с Тассом, Павлов с лекциями о
натуральной философии в университете».
Но кроме этих литераторов, прямо или косвенно связанных с домом на Тверской,
Волконскую посещали В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь. Ссыльный польский поэт Адам
Мицкевич встретил в салоне Волконской самый сердечный прием, и мимо его стен не
прошла ни любовь польского поэта к поэтессе Каролине Павловой, ни дружба
Мицкевича с Пушкиным.
Но и сама княгиня Зинаида Волконская не была чужда литературных исканий. В
1819 году в Москве вышла ее книга на французском языке «Четыре новеллы» и среди
них новелла «Лаура» — о молодой женщине, покинувшей высший свет из-за его
пустоты и занявшейся литературой и искусством. Нетрудно догадаться, что той
героине княгиня Волконская пыталась придать черты собственной жизни. Волконская
написала и либретто для оперы «Жанна д'Арк» (1821), которое не было поставлено.
Поселившись в Москве, Волконская занялась русским языком и литературой,
начала записывать народные песни и обряды и работать над своим главным
произведением «Сказание об Ольге», так и оставшимся незавершенным.
Несмотря на то что в печати княгиня Волконская выступала очень мало
(несколько стихотворений, отрывков и путевых очерков), ее литературный талант
был оценен современниками и таким строгим, придирчивым критиком, как Белинский.
После восстания декабристов салон Волконской попал под строгий полицейский
надзор, и хотя агенты доложили А.Х. Бенкендорфу, что гости Волконской говорят
исключительно о литературе, она тяжело пережила наступившие трудные времена. В
это же время многие из постоянных гостей ее салона или умерли, как Веневитинов,
или просто покинули Москву и даже Россию, как Мицкевич. Княгиня пережила и
внутреннюю, и религиозную драму, перейдя в католичество В 1829 году она уехала
за границу. Большую часть своей оставшейся жизни она прожила в Италии и только
изредка наезжала в Россию, но всегда с особой теплотой вспоминала Москву.
Зинаида Волконская умерла в Италии в 1862 году, где и была похоронена.
Современники навсегда сохранили память об этой замечательной женщине: «Всегда
приветливая и ровная со всеми, она очаровывала своих многочисленных поклонников
простотой обращения, сердечным участием к чужому горю, добрым, незлобливым
отношением к людям и нередко, приписывая другим свои душевные качества,
оказывала им незаслуженное расположение». «Княгиня Волконская была женщина
умная и образованная: ее недаром называли Северная Коринна».