Нередко можно услышать:
гений обогнал свое время. Наивное суждение! Любой человек, даже чрезвычайно
одаренный, всегда остается сыном своей эпохи, а крупный мыслитель —
продолжателем или завершителем работ предшественников. Вот и достижения Роджера
Бэкона нельзя верно оценить без учета общего движения идей того времени. Иначе
придется приписать ему открытия, которые были подготовлены трудами других
мыслителей.
В Средние века наука и
философия распространялись в Западной Европе из Испании (Кордова, Толедо были
крупными центрами арабской культуры) и из Византии, где сохранялось духовное
наследие античности. Например, крупный арабский философ Ибн Рушд, или, в латинизированной
форме, Аверроэс (1126—1198), развивал и комментировал сочинения Платона и
главным образом Аристотеля, которые стали особенно популярны в позднем
Средневековье.
В XIII веке в большинстве
европейских стран философия оставалась покорной служанкой богословия.
Исключением, отчасти, была Англия, где не имелось слишком жесткого контроля со
стороны Церкви. В Оксфордском университете прилежно штудировали и
естественнонаучные сочинения Аристотеля. Их переводил, в частности, Роберт
Гроссетест, т.е. Большеголовый (1175—1253) — основатель оксфордской
научно-философской школы. Он занимался оптикой, геометрией, астрономией,
медициной; проводил опыты по преломлению света и распространению звука. Он
утверждал необходимость познания мира на основе наблюдений, эксперимента и
последующего анализа результатов с выдвижением гипотез, первоначальных
обобщений. Эти выводы следует проверять на фактическом материале. Такой была
одна из первых попыток сформулировать метод научного анализа. Ведь со времени
эллинской культуры философия и науки обычно не разделялись.
На свой лад трактовал
Гроссетест сотворение Мироздания. Бог сначала создал светоносную точку. Она,
расширяясь, превратилась в сферу. Материя постепенно сгущалась в ее центре, где
сформировалась Земля. Светоносная основа Мироздания присутствует и в душе
человека. Получалось, что Бог является первопричиной, Творцом, а материя
развивается самостоятельно. Тем самым законы природы становились независимы от
истин богословия.
Наиболее полно раскрылись
достоинства оксфордской школы в произведениях Роджера Бэкона, которого за
обширные знания и ясный ум называли «удивительным доктором». Он'был учеником
Гроссетеста и отдавал предпочтение изучению природы, а не схоластическим
умствованиям. По его мнению, знания открывают перед человеком великие
возможности: можно будет передвигаться по суше в коляске без коней, а по морю —
в судне без парусов и гребцов, летать по воздуху и погружаться в морские
глубины, наблюдать мельчайшие пылинки и далекие звезды.
Увлеченность
разнообразными знаниями определила его интерес к астрологии и алхимии. Бэкон
четко отделял религиозный метод, основанный на вере и мистических откровениях,
от научного, требующего подтверждения идей экспериментами, точными
наблюдениями. Главными разделами философии он считал математику, этику и физику
— науку о природе, включающую астрономию, оптику, медицину, технические знания.
Особенно высоко оценивал
Роджер математику, полагая, что «с ее помощью следует изучать и проверять все
остальные науки». К логике он относился скептически. Действительно, логические
рассуждения, не имеющие опоры на факты и опыт, можно использовать для
доказательства чего угодно, лишь бы не были нарушены формальные приемы и
правила. Схоластика, которую недолюбливал Бэкон, в полной мере пользовалась
достижениями формальной логики.
Р. Бэкон выделил три
способа познания: веру, рассуждения и опыт. Он говорил: «Опытная наука —
владычица умозрительных наук». Это было предвестием идеологии Нового времени,
отдавшей предпочтение научно-техническим знаниям. Если иметь в виду, что
«умозрительные науки» в современном понимании являются философскими, то
классификация способов познания, по Роджеру Бэкону, выглядит таким образом:
— вера в
авторитет(религия);
— умозрительные рассуждения
(философия);
— опытное
экспериментальное знание (наука).
Роджер ввел понятие
«экспериментальная наука». Она наиболее совершенна, «всем служит и удивительным
образом дает уверенность; она не опирается на логические аргументы, какими бы
сильными они ни были, потому что они не доказывают истину, если одновременно с
ними не присутствует опыт, касающийся вывода».
Оставалась еще проблема
высших истин Священного Писания. Роджер считал, что Библия требует не только
почитания, но и критического анализа. Он не был согласен с отдельными ее
фрагментами, неточно, на его взгляд, переведенными. Но этим не умаляется
значение религий. Внешний опыт (обыденный и научный) он отделял от внутреннего,
данного свыше, — в озарении, откровениях. Истины Священного Писания и религиозные
образы неподвластны внешнему опыту: «Чем более они превосходны, тем менее нам
известны».
Будем помнить: в те
времена представления о природе были во многом фантастичны, очень неполны; даже
об анатомии и физиологии человека известно было чрезвычайно мало. Вполне
естественно, что Роджер предполагал существование «праопыта», божественного
знания, которое может присутствовать в человеке изначально или озарить его
неожиданно.
Роджер проводил
алхимические опыты и, возможно, синтезировал взрывчатое вещество (порох?). Он
писал о какой-то смеси, содержащей селитру, серу и некоторые другие компоненты,
которая способна производить гром и блеск. Церковь повелела ему держать в
секрете свои изобретения.
По примеру Франциска
Ассизского, он призывал вернуться к идеалам бедности, простоты, взаимопомощи
первохристиан; критиковал духовных и светских владык за лицемерие,
корыстолюбие, коррупцию. И все-таки верил во вселенскую роль христианской
церкви, которая сможет организовать и возглавить идеальное общество на Земле.
Для этого нужны просвещенные священники — знатоки наук и религиозных
откровений, носители высоких моральных качеств. Римский папа — наилучший и
умнейший из них — должен возглавить власть духовную и светскую. Всем
государствам суждено объединиться, а народам принять христианство.
Такой была одна из первых
социальных утопий. В отличие от более поздних научно-технократических проектов
в данном случае предполагалось как обязательное условие духовное единство людей
и опора на высокие идеалы разума и добра.
...Судьба не баловала
Роджера Бэкона, хотя сначала складывалась благоприятно. Завершив образование в
Оксфорде, он переехал в 1236 году в Париж, и вскоре стал преподавать в
университете. Он вступил в монашеский орден францисканцев, но за свободомыслие
подвергался гонениям со стороны церковников. В Париже его надолго заточили в
монастырь, выпустив лишь по указанию папы Климента IV. Ему Бэкон посвятил три
сочинения, в которых изложил свои взгляды, не противоречащие учению Христа.
Преподавал он и в Англии, где тоже подвергался гонениям. Его идеи, подобно
семенам, оставшимся в почве на зиму, «проросли» значительно позже, когда
экспериментальное знание обрело достаточно прочную методологическую основу
прежде всего в механике, физике. И дело не в том, что его не понимали Просто
общество, как обычно, отстает в своем развитии от выдающихся личностей. Ему
надо еще «дозреть» до восприятия их идей.
Из высказываний Роджера
Бэкона:
— Пока длится невежество,
человек не находит средств против зла.
— У нас в руках три
средства познания: авторитет, мышление и опыт.
— Важнейшие тайны
мудрости остаются в наши дни неизвестными толпе ученых за недостатком
правильного метода.
— Бог, ангелы, загробная
жизнь. . труднодоступны для человеческого знания, и чем более они возвышенны,
тем менее нам известны.