Полно и ярко выражена
натурфилософия Возрождения в трудах Джордано Бруно В нем соединились
качества,
необычайно редко встречающиеся вместе: великолепная память, обширные
знания,
творческая активность, поэтическое воображение, литературный дар, жажда
познания, смелость мысли, героический энтузиазм.
Родился он в небогатой
дворянской семье в поселке Нола близ Неаполя (отсюда его прозвище Ноланец).
Назвали его Филиппо. Учился в монастырской школе доминиканского ордена; став
монахом, получил имя Джордано. Бруно благодаря своим способностям быстро
получил сан священника и степень доктора философии. Отличаясь свободомыслием,
чувством собственного достоинства и остроумием, он написал комедию «Подсвечник»
и высказывал крамольные вещи. Его обвинили в ереси. В 1572 году он бежал из
монастыря и покинул Италию.
В Париже Бруно читал
лекции по философии и математике в университете, блестяще выигрывал
диспуты-турниры. То же было и в Лондоне, где он жил с 1583 по 1584 год, издав
трактаты: «О причине- начале и едином», «Пир на пепле», «О бесконечности,
Вселенной и мирах». Переехав в Германию, опубликовал несколько своих сочинений.
В 1582 году его
пригласили в Венецию для преподавания, но там предательски выдали инквизиции. 8
лет он провел в ее страшных застенках От него требовали унизительного покаяния
и отречения от своих взглядов, но не добились этого. Часто пишут, будто его
казнили как сторонника системы Коперника. Но в действительности он не считал
Солнце центром Мироздания, утверждая, что существует множество звездных миров и
обитаемых планет. Мир считал единством материи и сознания, вещества и Бога, но
слепую веру отвергал. «В мире, — писал он, — идет постоянная война между светом
и тьмой, между наукой и невежеством».
Он мужественно принял
смерть на костре, не отрекаясь от своих взглядов, не потеряв чувства
собственного достоинства. А ведь знал' «Жизнь проходит навеки, без всякой
надежды на возвращение». Но для него «лучше достойная и героическая смерть, чем
недостойный и подлый триумф». Он жил так же честно, как учил жить. И был прав.
«Смерть в одном столетии дарует жизнь во всех грядущих веках».
«Когда я говорю или пишу,
— признавался он, — то спорю не из-за любви к победе самой по себе (ибо я
считаю всякую репутацию и победу враждебными Богу, презренными и лишенными
вовсе
чести, если в них нет
истины), но из любви к истинной мудрости, и из стремления к истинному
созерцанию я утомляюсь, страдаю и мучаюсь». Это была правда, подтвержденная не
только его творчеством, но самой жизнью и мученической смертью героя. Кстати,
это высказывание почти дословно повторил через полвека Галилей, который читал и
чтил сочинения Бруно, хотя и предпочитал не ссылаться на них.
«Природа есть Бог в
вещах», — по-своему формулировал Бруно принцип пантеизма. Он доказывал."
«Вселенная едина, бесконечна, неподвижна». В то же время у него говорится о
многомерности пространства: «Подобно тому, как в этом равном по величине миру
пространстве, которое называется платониками материей, существует этот мир, так
и другой мир может быть в другом пространстве и бесчисленных пространствах,
равных этому и находящихся по ту сторону его».
Одно из замечательных
прозрений Бруно — представление о круговоротах материи, атомов. «Мы непрерывно
меняемся, и это влечет за собою то, что к нам постоянно притекают новые атомы и
что из нас истекают принятые уже ранее». Такова одна из основных
закономерностей живой природы. Земля тоже живет: «Недрами, внутренностями Земли
одни вещества принимаются, другие выносятся... И наши вещества входят и
выходят...» В таком одухотворении планеты можно усмотреть отголоски
средневековых воззрений. Однако Бруно имеет в виду «организацию целого»,
гармоничное единство земной природы, человека или другого живого организма,
космоса. (Идею круговорота атомов через два века после Бруно — возродил Ж.
Кювье, а уже в XX столетии — В И. Вернадский. «Физиология» биосферы как живого
организма до сих пор не разработана. Этой идее предстоит еще, по-видимому,
оказать существенное воздействие на геологические теории и понимание сущности
жизни.)
Бруно,развиваяучение Николая Кузанского,
предполагал существование множества обитаемых миров и утверждал образ Вселенной
с мириадами звезд, обитателями разных планет, с круговоротом атомов и
человеком, который, по словам Бруно, «сын Отца-Солнца и Земли-Матери». Эта
Вселенная одухотворена, представляет собой единое организованное гармоничное
целое, а Бог — душа ее. «Нечестиво искать его в крови клопа, в трупе, в пене
припадочного, под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных
колдунов. Мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии
души... сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей
матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых
существах, которые сияют в безграничном своде единого неба, живут, чувствуют,
постигают и восхваляют величайшее единство».