Пример Марка Аврелия
показывает, что мудрый правитель-философ способен достойно пройти свой
жизненный путь и руководить государством. Однако это еще не является
гарантией
славного будущего страны под властью его преемника. Возможно, причина в
том,
что всякий крупный мыслитель, очень пристально вглядываясь в глубины
собственной души, не всегда обращает должное внимание на своих близких, а
стремясь познать настоящее, мало задумывается о будущем.Пример Марка Аврелия
показывает, что мудрый правитель-философ способен достойно пройти свой
жизненный путь и руководить государством. Однако это еще не является
гарантией
славного будущего страны под властью его преемника. Возможно, причина в
том,
что всякий крупный мыслитель, очень пристально вглядываясь в глубины
собственной души, не всегда обращает должное внимание на своих близких, а
стремясь познать настоящее, мало задумывается о будущем.
Верно сказал Марк
Аврелий: «Не все же разглагольствовать, каким должен быть хороший человек, пора
и стать им». Для себя эту непростую задачу он выполнил, но сына своего не смог
воспитать соответствующим образом. И с той поры Римская империя стала клониться
к закату, а разложение ее начиналось с верхних привилегированных слоев.
Конечно, кризис великой
империи — процесс сложный и комплексный. Его нельзя свести к разложению
правящей верхушки или крушению идеологических основ общества под воздействием
христианства. Например, известный британский историк А. Дж. Тойнби полагал, что
«римские пролетарии», считаясь свободными гражданами, не имея и небольшого
земельного надела, должны были идти на войну и умирать во благо знатных и
богатых сограждан. «Это был весьма благодатный материал для социальных
взрывов».
Однако не менее важно и
то, что необходимость держать в подчинении многие народы и страны, а также
отбивать нападения агрессивных соседей делали Рим военизированной державой. Она
держалась главным образом за счет армии, которая в конце концов и стала
господствовать. Но почему так получилось и почему в стране стало чрезмерно
много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Тем более что в Рим стекались
богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала
от излишеств...
Большую роль в обеднении
земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В
результате мелели реки, снижался уровень фунтовых вод, развивалась эрозия
земель, уменьшались урожаи. И это — при более или менее постоянном росте
населения. Ужесточался, как мы теперь говорим, экологический кризис.
Экономика державы
базировалась на ограблении покоренных и зависимых стран: складывалась
цивилизация не производства, а потребления. Опора на армию вела к тому, что
крупные военачальники объявляли себя императорами и враждовали между собой. С
211 по 284 год 20 римских императоров были убиты. К началу IV века империя
стала не только разлагаться внутренне, но и распадаться на части. Процесс этот
задержал Диоклетиан, талантливый полководец, ставший императором в 284 году. Он
укрепил местные органы власти и разделил империю на Западную и Восточную.
Однако как только в 305 году он отошел отдел, завершая жизнь на своей роскошной
вилле, в стране началась борьба за власть. Победил сын правителя западной
половины империи Констанция Хлора — Константин, которого после внезапной смерти
отца в 306 году британские легионы провозгласили цезарем. Претендентом на
власть в империи был Максенций, управлявший Италией. Решающее сражение между
ними произошло под Римом в 312 году.
Согласно христианскому
преданию, в решающий момент сражения Константин увидел знамение: крест с
надписью «Сим победишь». Поведя свои легионы в атаку, он разбил противника.
Максенций утонул в Тибре. Трудно поверить в то, что Константина благословил на
победу христианский крест, ибо в то время будущий император не был
христианином, хотя и не относился к этой религии враждебно. Победу проще
объяснить тем, что в распоряжении Константина было хорошо обученное и
закаленное в боях войско, а сам он, несмотря на молодость, был отличным
полководцем и, вдобавок, обладал большой физической силой.
Торжественно войдя в Рим
(впереди на копье несли голову Максенция), Константин одним из первых своих
распоряжений освободил христианских священников от податей и повинностей, взяв
их на государственное содержание. Тем самым еще недавно гонимая религия обрела
все права наравне с другими, принятыми в государстве культами. Владея
центральной и западной частью Римской империи (восточной правил Ликиний),
Константин в 324 году двинул свою армию на Восток. Ликиний выступил ему
навстречу, но в сражении был разбит и бежал в укрепленную крепость Византии у
Босфорского пролива, соединяющего Черное и Мраморное моря. Затем он сдался в
плен, Константин отправил его в ссылку, а вскоре велел умертвить как
заговорщика, став единовластным правителем всей великой Римской империи...
Впрочем, римской она
оставалась только по названию. Столицу Константин решил перенести из этого
города в Византии — старинную греческую колонию. То было поистине судьбоносное
решение, причины которого не вполне понятны. Мог ли Константин предвидеть, что
Риму суждено будет пасть под напором варварских племен и хранителем античной
культуры на несколько веков станет эта новая столица империи? Что именно ей
суждено будет превратиться в первый мощный бастион христианства?
Возможно, к тому времени
Рим переживал период упадка, оброс пригородами, а окрестные территории были
частично опусты-нены, реки обмелели. Кроме того, Италия постоянно находилась
перед растущей угрозой вторжения с севера варваров. Наконец, Константин, все
более склонявшийся к христианству, мог иметь в виду основать новую столицу под
сенью креста (хотя и не порывая окончательно с языческими культами).
Так или иначе, решение
было принято, началось строительство Дворцов и храмов, а также новых крепостных
сооружений Византия, который в мае 330 года был освящен под именем
Константинополь. Сюда было свезено множество замечательных памятников античного
искусства: город стал хранителем эллинских традиций в искусстве, литературе,
архитектуре и в то же время превратился в первый мощный оплот христианства.
...В цикле рассказов и
повестей австрийского писателя Стефана Цвейга «Звездные часы человечества» есть
рассказ «Гений одной ночи» о создателе «Марсельезы» Руже де Лиле. Так вот,
Константина с полным основанием можно считать гением одного решения, ибо оно
стало одним из очень немногих деяний, которое предопределило развитие всей
мировой цивилизации. Перенеся столицу на окраину империи, он основал центр
античной, а не только христианской культуры там, где не так сильно сказывалось
духовное разложение римского общества.
Может показаться
странным, что эллинские традиции не сохранились в самой Греции. Ведь можно было
сделать столицей, например, некогда славные Афины. Почему Константин не сделал
такого выбора?
Ответ на вопрос может
подсказать историк II века Полибий: «В наше время всю Грецию постигло неплодие
и вообще скудость населения, вследствие чего и города запустели, и произошли
неурожаи, хотя не было у нас ни продолжительных войн, ни заразительных
болезней». То есть здесь была та же беда, что и в Италии, связанная главным
образом с истощением природных ресурсов (лесов, почв, рек). А еще сказывались и
духовные факторы. «Когда люди утратили простоту и сделались любостяжательными и
расточительными, — пояснял Полибий, — и перестали вступать в брак, а если
вступали, то с тем, чтобы не иметь больше одного или, в крайнем случае, двух
детей, чтобы оставить им значительные богатства и воспитать их в роскоши, — вот
при каких условиях постепенно усилилось бедствие».
Трудно сказать, насколько
хорошо понимал и учитывал все это Константин, но выбор его оказался важные не
только для христианства как государственной религии, определившей главные черты
европейского Средневековья, но и для завершившей этот период эпохи Возрождения,
ассимиляции античной культуры, хранительницей которой на многие века стала
Византия. Отсюда православие перешло к восточным славянам и стало одной из
наиболее надежных опор Киевской Руси, Московского княжества и, наконец,
Российской империи.
Что же касается самого
Константина Великого, то приходится признать, что он, в отличие от своей матери
Елены, причисленной к лику святых, не был исполнен христианских добродетелей,
порой был неоправданно жесток и коварен, а также непоследователен в вопросах
веры. По словам крупного историка Византии Ф.И. Успенского: «Остается., неясным
вопрос о том, насколько Константин сам был затронут евангельским учением, и
насколько в его церковной политике уделено было место нравственным принципам, вытекающим
из проповеди Христа. Все, по-видимому, приводит к тому заключению, что
равноапостольный Константин воспользовался новым учением как средством для
мировластительства и как политическим орудием, и что божественность
евангельского учения мало коснулась его умонастроения и убеждения».
Действительно, он был
прежде всего государственным деятелем и полководцем, для которого духовная
жизнь — и личная, и общественная — подчинялась требованиям державным,
необходимости укреплять власть правителей. Византийская империя воплотила в
себе синтез греческой культуры, римского права и государственного устройства,
христианской религии. То же в разных пропорциях стало с той поры присуще все большему
числу европейских стран.