Как выбрать из огромного
числа выдающихся людей сотню величайших гениев? Надо сразу сказать: такая
задача не имеет бесспорного решения.
Начнем с того, что слово
«гений» стерлось от слишком частого употребления, утратило ясный смысл. Как его
понимать? Философ и поэт Владимир Соловьев пояснял: «Гений — лат. «гениус» (от
«ге-нус» — род, первоначально — дух умершего родоначапьника, которому
воздавалось религиозное почитание... Гением теперь называется человек: 1)
который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью и 2) которого
деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или
для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень одаренности,
сравнима с талантом, как низшею, не подлежит точному определению; самоё
различение условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их
спорно».
Приведем несколько других
мнений. Ньютон полагал, что гениальность — это терпение мысли, сосредоточенной
в известном направлении. Нечто подобное высказал изобретатель Эдисон: один
процент терпения и 99 — потения. Бюффон был более точен: «Большая способность,
соединенная с терпением». Гёте считал, что отличительная черта гениальности —
умение духа распознать то, что ему на пользу. Определеннее и убедительнее
сказал Кант: «Гений — это талант изобретения того, чему нельзя научить или
научиться». То есть гению дано открыть нечто такое, что до него оставалось
неведомым.
В «Философском
энциклопедическом словаре» (1989) дана такая формулировка: «Гениальность —
наивысшее проявление творческих сил человека... Предполагает врожденную
способность к продуктивной деятельности в той или иной области при
универсальном даровании...» Однако о сути «врожденной способности» и
«универсального дарования» остается только догадываться.
Напрашивается вывод-
гений — понятие в значительной мере загадочное и отчасти субъективное. Оно
слишком размытое. Пожалуй, судить о нем легче будет после прочтения этой книги.
Всегда ли почести и
слава, массовый успех и даже посмертная известность могут служить конкретным
критерием гениальности? Хрестоматийный пример — Герострат, который сжег
прекрасный храм Артемиды Эфесской, считавшийся одним из чудес света. В самом
деле, мы не знаем, кто проектировал и воздвиг храм, а имя разрушителя осталось на
века.
А кому отдает
предпочтение современная широкая публика? Представителям так называемой
масе-культуры, поп-артистам, певцам. Этот феномен очень показателен и похож на
диагноз тяжелой болезни общества. Культура отрешается от своего первоначального
предназначения: приобщать личность к традиционным и высшим духовным ценностям,
пробуждать чувство прекрасного, человечность, жажду познания, веру в идеалы
добра.
Итак, не поддаваясь
новомодным веяниям и не сводя гениальность к массовой популярности, мы
постараемся выбрать из числа традиционных, признанных специалистами выдающихся
людей наиболее самобытных, ярких, открывших нечто новое и достигших
совершенства в своем деле.
Принцип классификации
принят простейший: по роду занятий (особо выделены универсальные гении). Будут
рассматриваться достижения прежде всего в духовной сфере, где наиболее полно
проявляются именно человеческие качества.
Каждый раздел начинается
с общего обзора. Ведь многие из тех, кто остался за чертой «сотни», в принципе,
ничем всерьез не уступают избранным. Поэтому будет рассказано о значительно
большем количестве гениев, чем заявлено в заглавии книги. Но сто великих
конечно же выделены особо.
Раздел «Неведомый гений»
призван показать, как много замечательных творцов остается безымянными и как
мало нам известно о достойнейших людях.
Должен предупредить: это
— авторская книга, а не перечень сведений, имеющихся в словарях-справочниках и
энциклопедиях. Помимо изложения необходимых фактов и ссылок на авторитетные
мнения, мы постараемся осмыслить жизнь и творчество упомянутых личностей в
контексте истории человечества, а также с позиций современности.
Достижения прошлого —
наше достояние. Надо желать и уметь воспользоваться им. Только так достигается
полнота бытия и оправдывается наше существование в этом мире.