Правитель — деятель,
философ — мыслитель. Если предаваться размышлениям вместо того, чтобы
действовать, ничего хорошего из этого не выйдет Не менее вредит философу
занятие активной политической деятельностью, отвлекающей от мира чистой мысли,
познания.
В этом отношении Марк
Аврелий Антонин является редким исключением Он жил, можно сказать, двойной
жизнью. Одна проходила на виду у всех, другая оставалась потаенной до самой его
смерти.
Родился он в Испании в
богатой и знатной семье римского сенатора Был усыновлен собственным дядей —
императором Антони-ном Пием и стал его наследником. Надо отметить, что Марку
Аврелию очень повезло с покровителем: он был человеком совестливым и
благородным, стремился сохранять мир, не стремясь к завоеваниям. Он издал
немыслимый для прежних времен закон, запрещающий возвращать рабов, искавших
защиты в храмах у статуй императоров от гнева своего господина, их владельцу.
Более того, убийство хозяином раба расценивалось как тяжкое преступление Вполне
обоснованно Антонина Пия считали образцом благочестия.
В период правления
Антонинов Римская империя была огромна, сильна и богата, что пагубно
сказывалось на нравах правящей верхушки. Аристократия разлагалась, и не
случайно императоры
были выходцами из
провинций (Траян и Адриан — из Испании, Антонин Пий — из Галлии). В такое время
судьба монархии во многом зависит от качеств правителя Антонины оказались
достойными императорами. Не случайно время их правления называли «золотым
веком» (хотя уже сын Марка Аврелия Коммод — грубый, недалекий и жестокий —
положил начало новому этапу в жизни страны, когда господствовали тираны,
представители армии).
После смерти Антонина Пия
в 161 году власть перешла к его приемным сыновьям Марку Аврелию и Луцию Веру,
который не отличался ни государственным умом, ни полководческим талантом (умер
в 169 году). Сразу же начались серьезные осложнения на Востоке, где парфяне
захватили Армению и вторглись в Сирию. Пришлось перебрасывать сюда
дополнительные легионы, но победа над парфянами была омрачена начавшейся в
Двуречье эпидемией чумы, захватившей часть римских войск и перешедшей в пределы
империи. Осложнилось положение на дунайской границе, чтобы справиться с
воинственными германскими и славянскими племенами, Марку Аврелию пришлось
набирать в свою армию гладиаторов. А в 172 году началось восстание в Египте.
Подавив его, опытный полководец Авидий Кассий объявил себя императором. Против
него выступил Марк Аврелий, но до столкновения дело не дошло' Кассий был убит
заговорщиками
Вернувшийся в Рим Марк
Аврелий вскоре был вынужден вновь выступить на защиту страны от придунайских
племен маркоманов, квадов и их союзников. Отразив эту угрозу, он заболел (по
одной версии, чумой, по другой, более поздней — язвой желудка) и умер в
Вин-добоне (Вене). Среди его вещей были обнаружены записи, которые он вел во
время походов. Позже они издавались под заглавием «Размышления», «К самому
себе», «Наедине с собой». Судя по всему, они не предназначались для
опубликования автор в самом деле обращается к самому себе, давая свободу уму и
предаваясь утонченнейшему наслаждению интеллектом, размышлениями Однако ему не
свойственны пустые мудрствования, далекие от реальности и жизненной правды. Уже
в первой книге он перечисляет все то хорошее, что передали ему предки и чему и
научили воспитатели, благодаря судьбу (богов) за свои сдержанность, презрение к
роскоши и богатству, стремление к справедливости. А еще, как он пишет, за то,
что, «возмечтав о философии, не попал я на софиста какого-нибудь и не засел с
какими-нибудь сочинителями да за разбор силлогизмов; и не занялся внеземными
явлениями» (последнее надо понимать как отстранение от увлечения гороскопами,
гаданиями и другими суевериями, которые стали популярны в период деградации
римского общества).
Прекрасно понимая, что
мудрость правителя проявляется не в словах, а в делах, он обращается к себе:
«Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали, изумлялись; одного
желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное гражданственный
разум». «Радость человеку — делать то, что человеку свойственно. А свойственны
человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к чувственным
движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание всеобщей
природы и того, что происходит в согласии с ней». «Если кто может уличить меня
и показать явно, что неверно я что-нибудь делаю или понимаю, переменюсь с
радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; вредит себе, кто
коснеет во лжи и неведении».
Искание правды-истины —
первооснова философии и науки. И хотя Марк Аврелий не создавал завершенного и логически
непротиворечивого учения, а его высказывания разрозненны и не сведены в единую
систему, его по праву называют выдающимся философом. В своих размышлениях о
бренности всего земного, вечных круговоротах материи, неизбежности смерти как
разложения на атомы для дальнейших превращений он остается современным на все
времена. Есть смысл вдуматься в его слова: «Время человеческой жизни — миг;
ощущение смутно; строение тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна;
слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу, подобно потоку,
относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствия по чужбине;
посмертная слава — забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме
философии» (учтем, что в его понимании философия, как следует из названия,
любовь к мудрости).
Может показаться, что
Марка Аврелия следовало бы отнести в разряд философов, а не государственных
деятелей и полководцев. Ведь для него главенствующей была духовная жизнь. По
его убеждению: «Пора не только согласовывать свое дыхание с окружающим
воздухом, но и мысли с всеобъемлющим разумом. Ибо разумная сила так же разлита
и распространена повсюду для того, кто способен вбирать ее в себя, как сила
воздуха для способного к дыханию». «Смотри внутрь себя». Или: «Но
неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной
души».
И все-таки поистине
гениален Марк Аврелий именно тем, что, оставаясь крупным государственным
деятелем и видным полководцем, не переставал быть философом, проявляя высокий
интеллект и мудрость. Остается только сожалеть, что подобных людей было слишком
мало в истории: одних власть развращает, других делает лицемерами, третьих —
приспособленцами, четвертые употребляют ее, чтобы потакать своим низменным
чувствам, пятые становятся страшным орудием в чужих нечистых руках... Марку
Аврелию удалось преодолеть искушение властью без особых усилий благодаря
склонности к философии, стремлению к правде и достойной жизни. Немногим из
правителей дано было понять, осознать простую и верную мысль, высказанную им:
«Люди существуют друг для друга».
Обращаясь к себе, он, в
сущности, говорил каждому из нас: «Представь себе, что ты уже умер, что жил
только до настоящего момента, и остающееся время жизни как доставшееся сверх
ожидания проведи согласно с природой».