Он появился на свет в
родовом замке (там же умер). Мишель Монтень получил прекрасное гуманитарное
образование, блестяще знал латынь, изучал право и стал советником парламента в
Бордо. На его умственное развитие благотворно повлияла дружба с публицистом и
философом Ля Боэси. В 1571 году Монтень покинул службу и уединился в своем
замке, «утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями»
(его слова), посвятив свое время «свободе, покою и досугу». В трудные годы
гражданской войны ему довелось быть мэром Бордо, проявляя решительность и
мужество.
Из поучительных суждений
Монтеня можно составить объемистую книгу. Вот некоторые из них:
— Чтение служит мне лишь
для того, чтобы, расширяя мой кругозор, будить мою мысль, чтобы загружать мой
ум, а не память.
— Тысячи путей уводят от
цели, и лишь один-единственный ведет к ней.
— Мера жизни не в ее
длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил
мало.
— Нищете материальной
нетрудно помочь, нищете души — невозможно.
— Если можно быть ученым
чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
— Жизнь сама по себе — ни
благо, ни зло; она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами
превратили ее.
— И даже на самом высоком
из земных престолов сидим мы на своем заду.
Философы, прочно стоящие
на позициях здравого смысла, обычно не пытаются резко менять ход событий. К
таким мыслителям можно отнести Мишеля Монтеня. В его знаменитых «Опытах» главы
чередуются прихотливо, подчиняясь свободному течению мысли. И если бы не
обильные ссылки на разнообразных авторов, преимущественно античных, его
сочинение стало бы собранием блестящих литературно-философских эссе.
Монтень — реалист (в
современном значении этого слова). Он избегает ссылок на сверхъестественные
силы, соглашается с
античной идеей: богов создают люди по своему образу и подобию. Он не верит на
слово ни алхимикам и астрологам, ни философам и богословам, ни оракулам и
пророкам. Старается руководствоваться здравым смыслом, знаниями и личным опытом
при осознании и учете своего незнания. «Природа, — пишет он, — руководитель
кроткий, но в такой же мере разумный и справедливый... Я всячески стараюсь идти
по ее следу, который мы запутали всевозможными искусственно протоптанными
тропинками».
Монтень отрицает
индивидуальное бессмертие души, не подтверждаемое никакими фактами. В это можно
верить, на это можно надеяться, хотя природа показывает, что жизнь организмов
всегда сопряжена со смертью. Таков естественный порядок вещей, а
сверхъестественное — не более чем фантазия...
Нет смысла пересказывать
суждения Монтеня. Его полезно и интересно читать, ибо он еще и великолепный
писатель. Замечательно его отношение к познанию. «В начале всяческой философии
лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание».
Счастье и смысл жизни он находил в исканиях истины: «Пытливости нашей нет
конца: конец на том свете. Удовлетворенность ума — признак его ограниченности
или усталости. Ни один благородный ум не остановится по своей воле на
достигнутом: он всегда станет притязать на большее, и выбиваться из сил, и
рваться к недостижимому... Пища его — изумление перед миром, погоня за
неизвестным, дерзновение».