Религиозный мыслитель,
пророк и основатель ислама Мухаммед (устаревшее — Магомет) родился в Мекке
(Аравия) в семье купца Абдаллаха из знатного рода курейшитов. Мухаммед рано
лишился отца, затем умерла его мать; он воспитывался у дяди.
С детства ему пришлось
работать: сначала пастухом, потом помощником купца и, по-видимому, мелким
торговцем. С караванами он путешествовал от города к городу, встречаясь с
разными людьми. Мухаммед был любознательным и самостоятельно мыслящим юношей,
наделенным поэтическим даром.
В то время арабские
племена не имели единой религии, оставаясь разобщенными. Беседуя с
последователями иудаизма и христианства, Мухаммед воспринял их представления о
едином Боге. Женившись на богатой вдове, он достиг материального благополучия,
но по-прежнему главной для него была духовная жизнь, стремление постичь суть
жизни и Бога.
Однажды, когда уже
сорокалетний Мухаммед уединенно молился и размышлял в пещере на горе Хире близ
Мекки, на него снизошло озарение и он услышал голос: «Проповедуй во имя Господа
твоего. С тех пор он стал пророчествовать. У него появились немногочисленные
последователи. Они стали записывать его откровения, высказанные ритмической
прозой. Его изгнали из родного городя — там поклонялись другим богам.
В 622 году Мухаммед
поселился в Медине со своими учениками. Он стал учителем жизни, община его
росла. Его высказывания собраны в Коране — священной книге мусульман. Само
учение называется исламом. В его основе: 1) единобожие («Нет Бога,
кроме...Аллаха, и Мухаммед пророк Его»); 2) ежедневная пятикратная молитва; 3)
пост раз в году в месяц рамадан; 4) очистительная милостыня; 5) паломничество в
Мекку.
После смерти пророка его
преемник Абу Бекр провозгласил: «Кто чтит Мухаммеда, должен знать, что он умер,
но тот, кто чтит Бога Мухаммеда, должен знать, что он жив и бессмертен».
Произошло обожествление пророка. Главу государства назвали Халифом
(преемником). Абу Бекр приказал, чтобы секретарь Мухаммеда Сайд привел в
порядок все имеющиеся записи речений пророка. Собирали Коран несколько человек;
книга была одобрена халифом Османом, а ее фрагменты, не вошедшие в канон, были
сожжены.
Завораживающее звучание
напевных стихов Корана оказывает эмоциональное воздействие на слушателя. Эффект
усиливается из-за сложных ассоциаций, недоговоренностей, отсутствия пояснений.
Мухаммед порой рассуждал вслух на какие-то актуальные темы, отвечал на вопросы
или возражения собеседников, учитывал конкретные ситуации. Не зная всех этих
обстоятельств, приходится многое домысливать. Поэтому толкования отдельных мест
Корана многочисленны и нередко противоречивы, хотя смысловая неопределенность
придает произведению очарование таинственности.
А.С. Пушкин перевел одну
из строф Корана:
Земля недвижна; неба
своды,
Творец,поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и
воды
И не подавят нас собой.
Поэт сделал примечание:
«Плохая физика, но зато какая смелая поэзия!» Стремительный успех ислама
доказывает, что на массы людей сильнее воздействуют художественные образы, чем
рациональные доводы.
Мухаммед, помимо
религиозных наставлений и правил, приводил сведения из Ветхого Завета, иногда
ссылался на Новый Завет, а также утверждал правовые нормы. Всего в Коране 114
глав (сур), которые начинаются словами: «Во имя Аллаха милостивого
милосердного...» У Аллаха 99 имен (Милостивый, Милосердный, Прощающий,
Сочувствующий, Великодушный, Любящий, Мудрый...). Он — единственный Бог («Нет
Бога, кроме... Аллаха»). Помимо него существуют ангелы, а также джинны, слуги
шайтана (сатаны).
Коран утверждает веру в
предопределение, в промысел Аллаха. Ничего не свершается без его воли. Он
наблюдает за всем происходящим. Ему необходимо повиноваться (ислам означает
«повиновение Аллаху»). Догмат веры — Шахада — гласит: «Клянусь, что нет Бога,
кроме Аллаха; клянусь, что Мухаммед пророк Аллаха»).
Очень важный обряд —
совместная молитва. Индивидуальное спасение — не для мусульманина. Пророк
завещал: «Крепко держитесь все вместе на пути Аллаха и не разделяйтесь... и да
возникнет община, влекущая к добродеянию». Верующие произносят строки Корана и
творят поклоны вслед за имамом (священнослужителем) все разом, как одно тело,
ощущая не только благоговение и свое единство.
Без благоприятной
политической, экономической, социальной обстановки, сложившейся в Аравии, новая
религия не победила бы и не распространилась бы так быстро. Скажем, иудаизму и
христианству для этого понадобились сотни лет. Существенно и то, что Мухаммед
принадлежал к знатному, хотя и обедневшему, роду ха-шим племени курейшитов. В
основном они были заняты торговлей и главенствовали в Мекке — крупном
экономическом, культурном и культовом центре. Сюда стекались арабы, поклонявшиеся
священному Черному камню Каабы. Уже по месту рождения и родовитости Мухаммед
мог претендовать на авторитет.
В Медине у него имелись
родственники по материнской линии, что позволило ему обустроиться в этом
городе. Но, безусловно, все это сыграло свою роль только благодаря незаурядным
личным качествам.
В стремительном
распространении ислама сыграли свою роль обстоятельства места и времени.
К VII веку у разобщенных
арабских племен возрастала потребность в объединении. Господствовавшая над ними
Иранская и Византийская империи ослабели из-за взаимной вражды, и подчиненные
им племена получили возможность стать самостоятельными.
Мекка с Каабой и сильное
богатое племя курейшитов были словно предназначены для того, чтобы стать
центром кристаллизации великого исламского движения. Бог этого племени —
«Илах», или «Аль-Илах», — постепенно вытеснял местных богов других, менее
влиятельных племен. Естественно, что при объединении арабов именно Аллах стал
единым и единственным Богом. Он укреплял духовную, идейную сплоченность
сторонников ислама.
Существенно и то, что
арабы VII века знали (немногие исповедовали) наиболее развитые религии:
зороастризм, индуизм, иудаизм, христианство. В учении Мухаммеда есть
заимствования из них, что увеличивало авторитет Корана. Ведь люди могли
убедиться, что новое верование завершает предыдущие религиозные искания, не
порывает с ними.
Мухаммед не был
философом, ученым, книжником. Его образный цветистый поэтический стиль
превосходно отвечал национальным традициям творцов сказок «Тысячи и одной
ночи». Учение Мухаммеда было близко, понятно, доступно и привлекательно для
широких масс. Оно имело политический, социальный, правовой аспекты и вполне
подходило на роль государственной религии. В нравственном отношении оно стояло
значительно выше древних племенных культов.
И еще. Ислам воодушевлял
на смертный бой, укрепляя веру в победу. Клич-заклинание «Аллах акбар!» (Аллах
велик!) убеждал, что пЪкровительство подлинного единственного всемогущего Бога
непременно поможет сокрушить врага. Глупо, грешно и смешно бояться смерти: ведь
Аллах обеспечивает душе погибшего за веру вечное блаженство в райском саду, в
кругу прекраснейших гурий.
Многое в исламе
направлено на укрепление единодушия верующих и выработку чувства причастности к
делам и мыслям Пророка. Ислам упростил и представление о Боге. Признается лишь
один Аллах, обладающий всеми человеческими достоинствами в наивысшей степени (в
отличие, скажем, от национального Бога Яхве или трудно понимаемого массовым
сознанием триединого Бога христианства). Пророк Мухаммед лишен
сверхчеловеческих качеств. К достоинствам ислама можно отнести то, что в нем
пророками признаны и Моисей, и Христос, а Мухаммед считается продолжателем и
завершителем их трудов и откровений. Этим облегчался переход в мусульманство иудаистов
и христиан. Коран не призывает к насилию, но учит нетерпимости к врагам: «И
сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте...»
Так сказано во 2-й суре. А в 9-й сказано жестче: «Сражайтесь с теми, кто не
верует в Аллаха... И сказали иудеи: «Узайр — сын Аллаха». Эти слова в их устах
похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах!»
Короче: если враг не сдается, его уничтожают. Принцип четкий.
Ростовщичество ислам
запрещал, но торговлю поощрял. Богатство и бедность считались естественными,
«от Аллаха», но богатым следует давать милостыню и не разрешается закабалять
должников. Такие правила устраивали богачей и бедняков, властителей и
подчиненных. Неудивительно, что ислам оказался прочным духовным цементом,
который сплотил воедино арабские племена и разные социальные слои.
Взлет творческой мысли в
арабских странах определялся прежде всего религиозным энтузиазмом и
распространением на обширных территориях исламского владычества. Через десять
лет после смерти Пророка его последователи быстро завоевали Персию, Сирию,
вторглись в Индию, позже захватили Египет, Карфаген, а в начале VIII века —
Испанию. Могущественные и богатые халифы, в частности Гарун аль-Рашид (Харун
ар-Рашид), оказывали покровительство философии, наукам. Этому примеру следовали
влиятельные сановники и купцы. Представители стран ислама открыли для себя
богатейший пласт духовной культуры, в частности интеллектуальное наследие
Греции и Рима.
В XIII веке арабская цивилизация пришла в упадок. Прошло несколько
крестовых походов; прокатилось по Азии и Восточной Европе монгольское
нашествие, разрушив могущественный Багдаде-, кий халифат. Сама столица была
захвачена монголами в 1258 году. Закончилось и мавританское владычество в Испании.