Родился он в поселке Куза
близ г. Тира (Германия) в семье зажиточного рыбака Кребса. Учился в
Гейдельбергском и Падуанском университетах, затем служил в папских куриях, а с
пятидесяти лет стал кардиналом и «легатом всей Германии». Но главнейшей и
увлекательнейшей для него была жизнь духовная, дерзания мысли. Исследованиями
своими Николай Кузанский охватывал и все мироздание, и отдельные математические
проблемы; он составил карту Центральной и Восточной Европы, выступил с проектом
реформы юлианского календаря; писал о бесконечности и единстве Вселенной.
Согласно его взглядам, материя пронизана Божественным духом и разумом. Человека
называл он микрокосмом и предполагал, что возможны обитаемые звездные миры. Он
умел сознавать и ограниченность познания, и человеческое незнание, и
бесконечные возможности разума.
Вот некоторые
высказывания Николая Кузанского:
— Кто может подняться
настолько высоко, чтобы постигнуть многообразие в единстве и единство в
многообразии? Это сочетание выше всякого разумения.
— Абстрактное заключено в
конкретном.
— Человек, объятый самым
пламенным рвением, может достичь более высокого совершенства в мудрости в том
лишь случае, если будет оставаться весьма ученым даже в своем незнании.
В одном из своих
философских диалогов он, словами Простеца, говорит:
— Тебя ведет авторитет и
вводит в заблуждение. Кто-то и написал слова, и ты веришь. Но говорю тебе,
мудрость кричит снаружи, на улицах...
Оппонент отвечает
вопросом:
— Если ты — Простец, как
ты смог прийти к знанию своего назначения?
— Не из твоих книг, а из
книг Бога.
— Что же это за книги?
— Те, что он начертал
собственным перстом.
— Где они находятся?
— Повсюду.
Эта замечательная мысль
Николая Кузанского может служить главной характеристикой будущего стиля
мышления Нового Времени: в поисках божественных истин обращаться не к текстам
Священного Писания, а непосредственно к «Евангелию от Природы», стараясь
разгадывать замысел Творца на основе наблюдений за его творениями. В этом
заключается глубинная основа научного метода, на которую ссылался, в частности,
М.В. Ломоносов.
Нередко у Николая
Кузанского встречаются мысли и образы, сравнения, характеризующие его как
прямого предтечу Возрождения, где гуманизм нередко принимал чувственные формы.
Вот как писал он о познании: «Здоровый и свободный разум,'стремящийся
ненасытно, в силу врожденного ему искания, постигнуть истину, познает ее,
крепко охватывая любовными объятиями».
Картина мира Николая
Кузанского парадоксальна, совмещая черты средневекового и ренессансного
мышления. Вот непривычное для нас его высказывание: «Тот, кто является центром
мира, иными словами, Бог, да светится имя Его, является и центром Земли, и всех
сфер, и всего того, что есть в мире, и Он же вместе с тем есть бесконечная
окружность всех вещей».
Как можно объяснить
видимое, наглядное движение солнца и всего небосвода при явно ощутимой
неподвижности земной тверди?
Ответ вполне современен,
научен: «Земля на самом деле движется, хотя нам так не кажется, ибо мы ощущаем
движение лишь при сравнении с неподвижной точкой. Если бы кто-либо не знал, что
вода течет, не видел бы берегов и был бы на корабле посреди вод, как бы мог он
понять, что корабль движется?» Тут мыслитель словно мимоходом излагает суть
законов движения, а затем переходит к фундаментальному обобщению, силой
воображения перемещаясь в космос: «Если кто-либо находится на Земле, на Солнце
или на какой-нибудь другой планете, ему всегда будет казаться, что он на
неподвижном центре и все остальные вещи движутся. Всегда наверняка такой
человек представит себе другие полюсы; если бы он оказался на Солнце, то еще
новые; если бы оказался на Земле — иные; если бы на Луне, Марсе и т.д. Машина
мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому
что Бог есть окружность и центр, так как Он везде и нигде».
Такое преодоление земного
обыденного опыта, субъективности, характерной для средневекового землянина,
сознающего себя в центре Мироздания, — это и есть мировоззрение Нового времени.
Но что остается Богу? Кузанский ссылается на Платона, сравнивавшего мир с живым
организмом. «Если понимать Бога как душу этого мира, — полагает Николай, — без
всякого поглощения ее им, то многое из того, что мы сказали, станет ясно».
Кузанскийвысказал
мысль, на которую в
прежние времена ученые и философы не обращали внимания, — о единстве человека
разумного с окружающей его живой природой. Попутно он писал о возможности
существования многих обитаемых миров — противореча тексту Священного Писания,
повествующего о сотворении мира. И в данном случае Николай из Кузы проявил себя,
прежде всего, гуманистом: «Не представляется возможным найти более благородную
и более совершенную породу, чем разумная порода, населяющая Землю как
собственную область. И это даже в том случае, если на других звездах имеются
жители иного рода. Человек не желает в действительности другой природы, другой
натуры, но старается быть совершенным в своей, ему присущей».
У Николая Кузанского
усматривается стремление к познанию научно-философскому. Это великое
достижение. Правда, сам он не пошел по тому пути, который открыл. На это были
веские основания: не было никаких научных разработок, которые появились только
в XVIII веке.
Очень показательно, что
Николай Кузанский одно из своих сочинений посвятил «Ученому незнанию». Он
писал: «Нам надлежит быть учеными в некотором незнании, стоящем над нашим
пониманием, чтобы, не рассчитывая, уловить точно истину, как она есть, получить
возможность видеть, что существует эта истина, постигнуть которую мы не в
состоянии».
По-видимому, он имел в
виду необходимость учитывать не только свои знания, но и неизбежность
неведомого. Умение сознавать и принимать в расчет свое (и всеобщее) незнание —
залог грядущих открытий.