Его имя — одно из
наиболее прославленных в истории не только философии, но и человечества.
Родился он в Афинах в аристократической семье, получив имя Аристокл (прозвище
Платон, от греческого «платус», крупный, широкий, дал ему Сократ за широкий
лоб). Рано увлекся философией Гераклита, Парменида, Зенона. В 407 году
познакомился с Сократом и стал его ближайшим учеником. После казни учителя
вынужден был покинуть родной город. Много путешествовал по Греции, Южной
Италии, Сицилии, Египту, встречаясь с видными мыслителями. На его воззрения
оказали влияние последователи Пифагора, философы Востока. Вернувшись в Афины,
Платон основал свою школу — Академию (по местности в Афинах, где среди рощи был
установлен памятник герою Академу). Она просуществовала до 529 года — девять
столетий! — и была запрещена императором Юстинианом.
Свои идеи о государстве и
политике Платон попытался воплотить в жизнь, став советником сиракузского
тирана Дионисия. Попытка не удалась: тиран не сделался разумней и совестливей.
Платон изложил свои взгляды в книге «Законы». Идеальное государство у него
рабовладельческое, четко организованное. И хотя философа позже упрекали за
негуманные взгляды, реально для той эпохи он был прав.
Высказывания Платона:
— Наш космос есть живое
существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью
божественного провидения.
—Все, что вызывает переход из небытия в бытие,
— творчество.
— Не самое ли позорное
невежество — воображать, будто знаешь то, чего не знаешь.
— Поэт... должен творить
мифы, а не рассуждения.
— Не золото надо завещать
детям, а наибольшую совестливость. Одна из замечательных особенностей Платона:
литературный
талант, умение не только
высказывать мудрые мысли, но и выражать их в художественной форме. Его диалоги
выстроены по законам драматургии, воздействующие столько на чувства, сколько на
рассудок. Кстати, он был автором эпиграмм, из которых 25 сохранились. Среди них
есть любовные, посвященные девушкам и юношам; есть и шутливые:
Золото некто нашел,
обронивши при этом веревку: Тот, кто его потерял, смог себе петлю связать.
В одной эпиграмме он
высказал мысль философскую:
Все уносящее время в
теченье своем изменяет Имя и форму вещей, их естество и судьбу.
А в трактате он поэтично
назвал время движущимся подобием вечности. Далее уточняет «движущийся от числа
к числу», то есть измеряемый, хотя, по-видимому, не обязательно равномерно.
(Такое сочетание вечности и изменчивости до сих пор не учитывают философы,
размышляющие на эту тему.)
Выдающееся достижение
Платона — создание образа идеального философа Сократа. Эта личность остается
загадочной, прославленной главным образом благодаря сочинениям Платона, в
которых практически невозможно разделить автора и его главного героя. Были или
не были в действительности беседы Сократа в той форме, которую придал им
Платон? Скорее всего — не были, потому что в них определенно чувствуется рука
мастера, а не просто пересказчика.
Во времена Платона в
Греции высочайшего уровня достигли трагедии и комедии; вот и его диалоги имеют
интересную завязку, острый конфликт, динамичный сюжет и неожиданный финал. Логические
конструкции выстраиваются с необычайным изяществом. Герои диалогов обладают
индивидуальными чертами, а Сократ — учит не только мудрости, но и
нравственности. Его метод доказательств — наведение с помощью вопросов на
выводы, которые опровергают собственные первоначальные утверждения. Преподаются
умение рассуждать, культура мышления.
Это подчеркнем особо. За
последние десятилетия из-за примитивного понимания сути научного познания,
сводящего его к запоминанию и классификации фактов, принято думать, будто
главное — сообщить определенные сведения, а уж выводы, мол, каждый может
сделать сам.
Однако главное именно в
умении работать с фактами, осмысливать их, сопоставлять с другими, отделять
важные от второстепенных, понимать степень их достоверности и т.д. Лавина
информации превращается в шум, способствует не прояснению, а засорению и
затуманиванию сознания. Искусство мыслить посложней умения играть на
музыкальных инструментах или на сцене; ему-то и стремился обучить читателей
Платон.
Его философской системе
посвящено огромное количество исследований. Она заслуживает это уже потому, что
является первой Цельной концепцией, логически стройной и дошедшей до нас в
наиболее полном виде. Он создал систему объективного идеализма, разрабатывал
вопросы диалектики, космологии, теории познания, эстетики, психологии,
педагогики, политологии, этики искусства. Его суждения не лишены противоречий.
Писались они в разное время, и взгляды философа не могли оставаться
окаменелыми, как Догмы. Да и вряд ли он ставил перед собой цель сконструировать
нечто подобное завершенному и непротиворечивому философскому учению. Прежде
всего он демонстрировал искусство мыслить диалектически.
...Читателю можно
посоветовать познакомиться с мыслями Платона, его сочинениями. На мой взгляд,
до него мыслители стремились постичь окружающий и свой внутренний мир как
объективные наблюдатели, словно бы со стороны, отстраненно. Однако человек
познающий вносит в мир нечто новое — идеи, образы. Он творит свое представление
о мире не только материальном и не менее реальном (по крайней мере для него,
человека) мире идей. Так, говоря о прекрасном, он имеет в виду и конкретные
объекты, и нечто несравненно более возвышенное и неподвластное изменениям —
саму идею прекрасного.
Материалист скажет: но
ведь идеи созданы нашим разумом!
Идеалист возразит: а
может ли нечто возникнуть из ничего?i
Материалист: люди
способны лгать, измышлять нечто несообразное реальному миру.
Идеалист: и у всех этих
созданий воображения есть определенные предпосылки, исходные формы,
существующие вне человека.
Материалист: но идея —
это нечто умозрительное, тогда как окружающий нас мир сугубо материален.
Идеалист: вы верите в
свою идею материи?
Материалист: это не вера,
а убеждение, основанное на опыте. Реальную вещь я могу ощущать, изучать с
помощью приборов.
Идеалист: вы имеете в
виду конкретные вещи, а материя — это уже общая идея.
Материалист: но эта идея
отражает реальность.
Идеалист: значит, идея
реальности доказывает реальность идеи...
Диалог можно продолжать.
Однако хотелось бы перевести его в другую плоскость. В прошлом веке наука
обогатилась понятием, которое позволяет сблизить в данном вопросе позиции двух
дискутирующих сторон. Это — информация. Она присутствует во всем, не являясь
материальной. И другое понятие: организованность, показывающее степень
гармоничного взаимодействия частей единого целого.
Платон, размышляя о
бессмертной душе, которая «своего рода гармония, слагающаяся из натяжения
телесных начал», не помышлял, конечно, об информации. Но ведь душа соединена с
телом в принципе так же, как информация — со своим материальным носителем. И в
том, и в другом случаях перед нами единство. Все исторические науки, начиная от
геологии, используют сведения о давно прошедших событиях, исчезнувших объектах.
Память Земли, человечества, личности — хранилище информации, а вовсе не тех
реальных объектов, о которых она свидетельствует. Хотя и в этих случаях
информация имеет свое материальное воплощение
Платон определил идею
(информацию) на свой лад: «бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность, в
сущности своей существующая, зримая только для одного кормчего души — разума».
Можно продолжить рассуждения Информация (будем употреблять это слово, неведомое
Платону) присутствует в мире объективно, вне воли и желания людей. Значит, она
относится к разуму несравненно более обширному, всеобъемлещему — Вселенскому или
Божественному. Душа человека постоянно устремлена к благу, а Божественный разум
предполагает идею всеобщего блага и целесообразности мирового порядка.
Примерно так
обосновывается система объективного идеализма Платона. Мыслитель оперирует
идеями. Они для него являются первичными, основополагающими. Однако трудно
согласиться с тем, что такова и природа окружающего нас мира. Хотя человек —
его порождение, микрокосм, из этого еще не следует, будто Вселенная во всем
подобна нам, тем более, когда речь идет о познании. Кстати, сам Платон
признавал, что Богу нет нужды стремиться к знаниям, ибо Он и без того всеведущ
Некоторые философы
полагают, что противоречия между идеалистами и материалистами носят
непримиримый характер. Словно надо непременно выбирать одно из двух учений!
Разумнее, пожалуй, признать возможность их синтеза; единство сознания и
материи. Еще один вариант: различать ситуации, для которых целесообразней то
или иное соотношение сознания и материи (их можно насчитать не менее семи).
Платон предстает родоначальником
идеи информации, хотя и выраженной весьма туманно (что вполне естественно:
мудрые идеи кристаллизуются чаще всего постепенно) Кроме того, подчеркнув
приоритет идеи над материей, он обозначил одну из важных особенностей
философии, отличающую ее от науки субъективность и рефлексию, стремление
изучать не только природные объекты, но и сам процесс познания Ведь человек,
рассуждающий о Вселенной или о Боге, вводит их в свой интеллектуальный мир,
объемлет их собственным разумом И даже придавая Богу сверхобычные качества,
мыслитель все равно включает и их в свою умственную конструкцию, выступая в
роли демиурга (информационного). Наука, стремящаяся к объективности, избегает
подобных построений.
Согласно Платону,
сознание восходит, преодолевая четыре ступени, от низшего к высшему.
Первоначально — состояние неопределенности, гадательности, когда возникают
образы, подобные сновидениям или отражениям в колеблющейся воде. Затем
возникает мнение, позволяющее отличать материальные предметы от их отражения в сознании;
при этом человек полагается на свой чувственный опыт. (Можно дополнить:
соединяет эти две ступени вера, помогающая ориентироваться в неопределенности.)
Третий шаг — переход на уровень рассудка, когда осознаются не только конкретные
объекты, но также идеи; человек оперирует идеями, а не только реалиями.
Наконец, заключительный шаг к пониманию всеобщего блага (порядка,
организованности). Нетрудно заметить, что каждая последующая ступень в этой
схеме не исключает предыдущие, а в завершающем синтезе, который можно
определить как «мировоззрение», предопределено свое место и вере, и мнению, и
науке, и философии...
Вошло в общий обиход
понятие «платонической любви». Она не отвергает телесное любовное влечение, но представляет
его как низшую примитивную форму, не выходящую за пределы бренного,
ненадежного, недолговечного, а то и мимолетного. «Нет, уж если что любить,
думает Платон, то что-нибудь более прочное, более надежное, более устойчивое...
Уж лучше тогда любить вечное и неизменное, вступать в брак с идеальным и
страстно увлекаться чем-то бессмертным и небесным», — так пояснял его мнение
известный историк философии А.Ф. Лосев.
Задача воспитания, по
Платону, — приблизить личность к осознанию идей и блага, к высшей любви,
просветляющей разум и душу. Детей следует учить на лучших примерах. Как тело
крепнет в упражнениях и нуждается в питании, так душа требует воспитания и
духовной пищи: книг, бесед, прекрасной музыки, более всего — философских идей.
И в управлении государством следует руководствоваться философией. Вести страну,
как судно в открытом море, должен кормчий, сведущий в своем искусстве. В
противном случае может погибнуть не только государство, но и весь род
человеческий.
Нелепо надеяться, что
такого правителя может избрать демократическое большинство. Люди обычно исходят
из мнений, а не из идей и знания. И эти мнения далеки от объективности. Ведь в
каждом городе есть два враждебных: «один город бедных, другой — богатых и в
обоих — опять много городов...» А потому демократия, как всякая крайность,
неизбежно приводит к тирании; возникает «из высочайшей свободы... — сильнейшее
и жесточайшее рабство».
Впрочем, у Платона мы не
найдем сколько-нибудь конкретных рекомендаций для создания идеального
государства: он исходил из той рабовладельческой системы, которая существовала
в его время. И все-таки его вывод о переходе демократии к тоталитаризму
заслуживает серьезного внимания именно в наше время. Дело в том, что,
контролируя средства «массовой информации», сравнительно нетрудно формировать
общественное мнение, манипулируя им по усмотрению тех, кому эти средства
подчиняются. При социалистической системе они принадлежат государству (точнее —
руководителям, крупным чиновникам), при капитализме — наиболее богатым людям и
организациям. Если в первом случае может еще идти речь о благе государства в
целом, то во втором неизбежно использование власти прежде всего и
преимущественно в интересах капитала («города богатых» — по Платону).
Разработанные в наше время психотехнологии позволяют с помощью электронных
средств агитации и пропаганды, наркотизации общественного сознания
устанавливать не только экономический, но и духовный тоталитаризм — самый
безнадежный. Таков путь от формальной демократии к духовному рабству людей, обладающих,
казалось бы, всеми политическими правами.
И еще. Идеализм Платона предполагает нечто высшее, к чему надлежит
стремиться. Человек должен иметь перед собой высокие и светлые цели. Только
тогда он достоин существования в этом мире, пронизанном солнечным теплом и
светом, исполненном идеи и дарованном людям для блага.