Самыми жгучими
проблемами
XVIII века были социально-политические. Человек интересовал мыслителей
как
существо общественное и нравственное, сознающее свою свободу, способное
бороться за нее и достойную жизнь. Если прежде позволить себе
философствовать
могли преимущественно представители привилегированных социальных групп,
то
теперь все громче стали звучать голоса малообеспеченных и обездоленных
людей,
отвергающих сложившийся общественный порядок. Одним из них был Жан Жак
Руссо. Преобладающая тема его произведений: происхождение социального неравенства и
преодоление его.
Жан Жак родился в Женеве,
в семье часовщика. Музыкальные способности, жажда познания и стремление к славе
привели его в 1741 году в Париж. Не имея систематического образования и
влиятельных знакомств, он не сразу добился признания. Он принес в Парижскую
академию новую систему записи нот, но его предложение было отвергнуто (позже он
написал комическую оперу «Деревенский колдун»). Сотрудничая в знаменитой
«Энциклопедии», обогатился знаниями и одновременно — в отличие от других
просветителей — усомнился в том, что научно-технический прогресс несет людям
лишь благо. Цивилизация, по его мнению, усугубляет неравенство между людьми. И
наука, и техника хороши лишь в том случае, если опираются на высокую
нравственность, благородные чувства и преклонение перед природой. За такую
позицию Руссо резко критиковали «прогрессивисты». (Только в конце XX века стало
ясно, насколько она верна.) При жизни его и восхваляли, и осуждали, подвергали
гонениям. Некоторое время он скрывался в Швейцарии, а умер в уединении и
бедности. Его крупные философские сочинения: «Рассуждения о науках и
искусствах», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между
людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Из
философско-художественных произведений: «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь».
Для Руссо путь
цивилизации — последовательное порабощение человека. С появлением частной
собственности и стремления иметь как можно больше материальных благ «стал
неизбежен труд, и обширные леса превратились в веселые нивы, которые нужно было
поливать человеческим потом и на которых вскоре взошли и расцвели вместе с
посевами рабство и нищета.
Великий переворот этот
произвело изобретение двух искусств: обработки металлов и земледелия. В глазах
поэта — золото и серебро, в глазах философа — железо и хлеб цивилизовали людей
и погубили род человеческий».
С необычайной
проницательностью, словно сторонний наблюдатель, он обратил внимание на два
коренных порока цивилизации: создание все новых, необязательных для нормальной
жизни потребностей и формирование искусственной личности, которая старается
«казаться», а не «быть». В противоположность Гоббсу (и в соответствии с
исторической правдой) Руссо полагал, что состояние раздора и войны в обществе
усиливалось по мере возрастания имущественного неравенства, конкуренции и жажды
обогатиться за счет других. Государственная власть, согласно общественному
договору, должна была стать гарантом безопасности и справедливости.
Но она создала новую
форму зависимости между власть имущими и подчиненными.
Если данная
государственная система обманывает ожидания народа и не выполняет своих
обязательств, то народ имеет право ее свергнуть.
Мысли Руссо вдохновляли
революционеров разных стран, прежде всего Франции. Его «Общественный договор»
стал настольной книгой Робеспьера. В те годы мало кто обратил внимание на
серьезное предупреждение философа: «Народы! Знайте раз и навсегда, что природа
хотела оберечь вас от наук, подобно тому, как мать вырывает из рук своего
ребенка опасное оружие. Все скрываемые ею тайны от вас являются злом».