Мифы
далекой древности — свидетельства научно-философских и поэтических воззрений
наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить,
опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных
трактатов никто не писал, да и письменность у многих культурных народов
находилась в зачаточном состоянии. А вот мифы и легенды передавались из
поколения в поколение.
Одно
из таких преданий древних греков повествует о похищении Европы. Некогда
верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя
Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона. Он переселился в страну
Ханаан и жил в городе Тире.
Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и
увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными
рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она
села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их
сам владыка морей Посейдон.
Зевс
с Европой добрался до острова Крит. (Здесь его некогда спрятала мать Рея, жена
Крона, который пожирал своих детей, боясь, что они восстанут и свергнут его.) У
них родилось три сына: Минос, Радамант и Сар-педон. Первый стал правителем
Крита, где свято чтили быка.
Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего
прочего, археологические раскопки на Крите и Кикладских островах. В частности,
появились доказательства того, что на Крите приносили в жертву детей и даже
практиковали ритуальное людоедство. Миф о Кроне имеет земные реальные корни,
так же как предание о человекобыке Минотавре, обитавшем в лабиринте Кносского
дворца и пожиравшего людей.
Нередко критские суда имели на носу изображение бычьей головы. Наконец,
в древних хрониках царя Крита часто называли Тавром (быком). А если учесть, что
сына Зевса и Европы звали Миносом, то не удивительна и легенда о Минотавре.
Судя
по всему, критские моряки со своим предводителем-царем (Зевсом) завлекли на
свой корабль местную принцессу (Европу) и отплыли в море. Такой прием был
характерен для пиратов. Вполне вероятно, что похищение состоялось по тайному
сговору с самой принцессой или ее приближенными.
Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный — согласно принятой
ныне терминологии — между северо-восточной Африкой, западной Азией и
юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго
тысячелетия до н. э.
Именно тогда на Крите процветала так называемая минойская цивилизация,
возводились дворцы, украшенные великолепными росписями. Флот критян
господствовал в Восточном Средиземноморье. Это позволяло вести выгодную торговлю
со многими народами, богатеть, развивать искусства и ремесла.
Процветанию Крита и прилегающих к нему островов благоприятствовало их
географическое положение. Жители имели возможность использовать культурные
достижения разных цивилизаций, прежде всего египетской и ближневосточной, одних
из древнейших на планете. Но если континентальные страны постоянно враждовали и
подвергались нашествиям воинственных кочевников-скотоводов, то на островах
сохранялась спокойная мирная жизнь. В ту пору никто не мог соперничать на море
с критянами.
По
свидетельству Гомера, царь Одиссей совершал грабительские набеги на египетское
побережье и в дельту Нила. А вот египтяне не рисковали совершать ответные
пиратские визиты. То же можно сказать и о более ранних— времен легендарного
Зевса— набегах критян на прибрежные поселенья Малой Азии и на ханаанские земли.
По
всей вероятности, именно тогда, в конце 3 — начале 2 тысячелетия до н. э.,
появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое,
вероятно, происходит от ассирийского «асу» — восход. Предполагается, что
ассирийское слово «эреб» — закат — послужило основой для имени «Европа». Так
или иначе, а соответствующая часть света в своем названии отражает перемещение
центра древнейшей цивилизации из Египта в Малую Азию и далее: сначала на остров
Крит, а затем на побережье Греции.
В VI
веке до н. э. греческие философы (уроженцы города Милети в Малой Азии, Ионии)
Фалес и Анаксимандр ввели в употребление географические названия Европа и Азия.
И в этом случае «открытие Европы» шло с востока.
Представления об Азии тогда ограничивались знанием ее юго-западной
части, включая западную Индию и Двуречье. О Европе сведения были не менее
скудными, относящимися лишь к ее южной окраине.
Обычно нас, жителей Европы, упрекают в «європоцентризме». Мол, всю
историю человечества и, в частности, географических открытий рассматриваем со
своей местной точки зрения. Однако в этом случае надо иметь в виду некоторые
существенные обстоятельства.
Во-первых, каждый человек и каждый народ видит мир со своей
индивидуальной точки зрения. В этом смысле каждый из нас, где бы он ни
находился, имеет все основания считать себя центром Мироздания.
Во-вторых, надо иметь какую-то определенную точку отсчета, когда речь идет
об открытии мира. В крайнем случае таких исходных точек может быть несколько.
Каждое из племен, населявших Землю,
совершало свои географические открытия.
В-третьих, ссылаясь на евроцентризм, полезно помнить, что в эту часть
света цивилизация пришла сравнительно поздно. Тогда уже была освоена
северо-восточная Африка (а Сахара превратилась в пустыню после многовекового
хозяйничания здесь человека);пришли в упадок великие цивилизации Шумера в Двуречье
и Хараппы в долине Инда.
Цивилизация древности в Средиземноморье продвигалась на запад от
Ближнего Востока, и началось это с открытия Европы. Промежуточным пунктом на
этом пути стал остров Крит, культура которого пришла в упадок примерно в XVI
веке до н. э. И тогда же началось перемещение центра культуры на полуостров
Пелопоннес, в Европу.
После Крита поначалу господство на Средиземном море перешло к жителям
«европейского» побережья Малой Азии (откуда умыкнули на запад Европу) —
финикийцам. И лишь в середине первого тысячелетия до н. э. настала пора
античной цивилизации — древнегреческой. Так завершилось открытие Европы —
прекрасной принцессы, похищенной Зевсом на Востоке.