Об
одном из величайших географических достижений мы, пожалуй, никогда не получим
достоверных сведений. Речь идет об открытии Мирового океана.
В просторы океанов выходили представители
разных народов: жители древней Индии, Юго-Восточной и Восточной Азии, Америки.
Однако нет никаких сведений о том, какой они представляли себе Землю и
соотношение суши и воды на ее поверхности.
Древнейшая из дошедших до нас карт из Малой Азии (около седьмого
тысячелетия до н. э.) изображает небольшой участок земли. Значительно более
поздняя — из Вавилона (Увек до н. э.) — показывает круг земной, возможно,
омываемый морем. Изображение слишком схематичное, чтобы толковать его более или
менее обстоятельно.
К
тому времени в Греции уже была высказана мысль о существовании Мирового океана.
Идея была нетривиальной. Об этом можно судить по двум примерам. Так, в III веке
до н. э. некоторые философы предполагали, что на земном шаре (или диске)
преобладает суша, которую разделяют две полосыокеанов, протянувшихся по
экватору и через полюса.
Много столетий спустя на средневековых картах мира преобладала суша.
Такая традиция сохранилась даже после того, как были получены сведения о Новом
Свете. Кстати, мысль о преобладании на планете суши содействовала открытию
Америки Колумбом (о чем у нас пойдет речь ниже).
Величайший историк и географ античности Геродот, много путешествовавший,
собравший огромное количество сведений о разных странах и народах, не
обмолвился о Мировом океане. Возможно, он просто не пожелал фантазировать. Он
знал о существовании обширных водных пространств на Западе и Юге. О северных и
восточных странах имелись лишь очень туманные свидетельства. Общее соотношение
суши и моря оставалось для него тайной.
Судя
по всему, идею Мирового океана следует считать гениальной догадкой, гипотезой.
Ее приверженцы, в частности легендарный Гомер, исходили из тех ограниченных
знаний об ойкумене (обитаемой земле), которые сложились в Греции примерно три
тысячелетия назад.
Тогда было известно о Каспийском море. Но о его восточной окраине ничего
толком не знали. Индийский океан, как предполагалось, смыкается с ним на
востоке и продолжается к югу; Атлантический — простирается с юго-запада до
северо-запада. Оставалось только предположить, что где-то на севере замыкается
этот великий околоземный океан.
Естественно, планета наша в далекой древности представлялась людям
небольшой. Философы, размышлявшие о ее форме, высказывали разные гипотезы. Ее
представляли в виде диска, цилиндра, шара (кстати, в центр Вселенной обычно
помещали Солнце). Цивилизованные обитатели Средиземноморья считали, что
находятся в центральной части планеты.
Еще
4—5 тысячелетий назад народы, обитавшие в Восточном Средиземноморье, знали о
том, что на востоке и юго-востоке имеется Великий океан (Индийский). Издавна
существовали торговые связи между жителями Египта и Юго-Восточной Европы через
Двуречье с древней цивилизацией долины Инда.
А
какой народ и когда открыл Атлантический океан? Когда впервые мореходы прошли
из Средиземного внутреннего моря в Атлантику?
Вопрос этот остается без определенного ответа. Принято считать, что три
тысячелетия назад финикийские мореплаватели совершали походы на запад от
Гибралтара. Однако значительно раньше водные просторы Средиземного и Красного
морей бороздили суда египтян, а затем жителей острова Крит.
Египетские моряки предпочитали плавания вдоль берегов. Несмотря на то
что уже 5—6 тысячелетий назад они умели сооружать надежные суда, острова
Восточного Средиземноморья они не посещали.
С
третьего до середины второго тысячелетия до н. э. в восточном регионе
Средиземного моря безраздельно господствовали критяне. Этот островзанимал важное
стратегическое положение. Его заселили племена, которые с доисторических времен
(до изобретения письменности) осмеливались выходить в открытое море. Кто были
эти люди, сказать трудно.
Дело
в том, что около девяти тысячелетий назад некоторые древнейшие жители
юго-восточной Европы отправлялись в море — от острова к острову в поисках...
Трудно сказать, что их влекло за горизонт. Во всяком случае, о богатствах они
не заботились. Возможно, они исследовали землю в поисках наиболее благоприятных
для обитания мест, а может быть, их влекли любопытство и жажда приключений.
На
одном из островов (нынешнее название — Мелос) они обнаружили выходы на
поверхность вулканического стекла — обсидиана. Это прекрасный материал для
изготовления каменных орудий труда с острейшими лезвиями. Спрос на него был
велик. Добыча мелосского обсидиана продолжалась несколько тысячелетий. (Кстати,
последнее крупнейшее открытие было сделано на этом острове в 1820 году, когда
здесь нашли античную статую Венеры, получившей имя Милосской.)
Примерно в 75 км к восток-юго-востоку от Милоса находится остров Тира
(Санторин), а на 100 км к югу от него — Крит. Как показали археологические
раскопки, и на Тире, и на Крите 4 тысячелетия назад люди жили богато и
спокойно. Они были настоящими хозяевами всей восточной половины Средиземного
моря. Осмеливались ли они отправляться в более дальние плавания на запад и
удалось ли им выйти в Атлантический океан?
По
мнению известного английского историка географии Дж. Бейкера, «Минойцы (жители
Крита) вошли в контакт с Египтом и начали товарообмен с ним уже за 2 тысячи лет
до н. э. Позже они побывали на западе — в Сицилии и Италии. Быть может, они
узнали кое-что и о всей западной части Средиземноморского бассейна, но
утвердительно сказать этого мы не можем». По мнению советского историка науки
И.П. Магидовича, первыми вышли в Атлантический океан финикийские мореходы
(семитоязычные жители побережья Малой Азии). Они основали в середине 1-го
тысячелетия поселения на Африканском берегу напротив Сицилии — Карфаген. То,
что они еще раньше вышли за Гибралтарский пролив, сомнений нет. Но были ли они
первыми, вот в чем вопрос.
По
свидетельству древнегреческого историка Фукидида, критский царь Минос (это была
правящая династия) создал первый военный флот для борьбы с пиратами. Скорее
всего, это свидетельствовало о том, что контроль за всеми морскими перевозками
в Восточном Средиземноморье осуществляло критское царство. И если критяне, как
установлено, посещали Сицилию, Сардинию и Корсику, то что мешало этим отважным
морякам идти дальше на Запад?
Обратимся к свидетельству мифов. Древние греки, наследники критской
культуры, еще задолго до Гомера знали о существовании океана далеко назападе: титан Атлант
для них был олицетворением Атлас-ских гор на северо-западной окраине Африки,
которые словно держат на себе небесный свод. В таком случае, критяне должны
были, обследовав северное побережье Африки, достичь Гибралтарского пролива и,
что не исключено, выйти в океан. Скалы, возвышающиеся по обе стороны пролива, греки
называли Герак-ловыми Столбами. (Правда, их географическое положение
определялось по-разному, в том числе и на западной окраине Средиземного моря.)
Есть все основанияполагать, что греки во времена Гомера, зная о существовании обширных
акваторий на западе и востоке, могли допускать мысль о Мировом океане. Почему
же тогда через два или даже три столетия выдающийся географ древности Геродот
не придерживался этого мнения?
Геродот в своих географических воззрениях опирался на конкретные
сведения и не давал воли фантазии. Такая приверженность фактическому материалу,
более или менее убедительным доказательствам является основой научного метода.
В те времена не было никакой возможности получить точные сведения о Мировом
океане. О нем можно было только догадываться.
Ученые гомеровских времен, исходя из эстетических соображений, из
пифагорейской идеи гармонии Мироздания, представляли ойкумену в об-разе двух
материков, разделенных Средиземным морем и омываемых Мировым океаном.
Кстати сказать, Геродот, исходя из логичного умозаключения (также вполне
отвечающего методу научного познания), сомневался в том, что мореплавателям
удалось обогнуть всю Ливию (Африку). И в этом случае великий географ-историк
явно ошибся Порой крупное научное открытие или достоверный факт опровергают
привычные взгляды и противоречат простейшим правилам логики. Однако это не
умаляет плодотворность научного метода. Просто пользоваться им надо умело, учитывая его ограничения, и в некоторых случаях
не поддаваться иллюзии очевидности.
Дошедшие до нас сведения о крупных географических открытиях далекого
прошлого (и даже более поздних веков) очень неполны и порой сомнительны потому,
что они обычно засекречивались. Только так можно было избежать столкновений с
конкурентами и осваивать вновь открытые регионы. Более того, выдумывались
нарочито страшные истории о чудовищах и великанах, о бескрайних океанских
просторах или водоворотах, затягивающих корабли; о смыкающихся скалах в
проливах; об испепеляющих лучах солнца в южных морях...
Первые
мореходы древности 4—5 тысячелетий назад отважно отправлялись в дальние походы
и даже рисковали выходить в открытое море. А позже лишь немногие решались на
подобные плавания. Мифы и легенды не только пробуждали интерес к дальним
загадочным странам, но и порой запугивали тех чужеземцев, которые пожелали бы
отправиться к неведомым землям.
Но
дело, конечно, не только в «географических секретах». Проблема серьезней.
Создается впечатление, что привычные наши представления о том, как люди
открывали свою родную планету, слишком упрощены. Обычно исследователи исходят
из предположения о постоянном последовательном расширении ойкумены (известной
территории).
В
действительности, судя по всему, совершались не только великие географические
открытия, но и не менее масштабные «закрытия». Скажем, после того как первые
европейцы побывали в Новом Свете, прошло полтысячи лет, прежде чем он вновь был
открыт. А с той поры, как впервые удалось совершить плавание вокруг Африки,
повторить его удалось лишь через два тысячелетия (!).
Поэмы Гомера не могут претендовать на научную точность. И все-таки они
дают более верную — в принципе — картину земной поверхности, чем значительно
более поздний трактат Гиппарха (II век до н. э.) и даже научные труды — включая
карты — Птолемея (II век н. э.).
Гомер писал об Океане, омывающем континенты. Гиппарх, Птолемей и многие
другие мыслители не признавали этого. Согласно их взглядам Индийский океан
являлся морем і окружении суши (можно сказать — вторым Средиземным). Они не верили
і возможность обогнуть южную оконечность Африки морским путем, или, во всяком
случае, сомневались в этом.
Почему так получилось? Почему географические
или вообще научно-Глобус Кратеса (II в до н э.)философские воззрения поздних авторитетных
авторов оказываются менее точными, а то и ошибочными по сравнению с прежними
представлениями — скорее поэтическими, чем научными?
Одна
из причин — стремление к более достоверному знанию. Мыслитель старается не
выходить за пределы известных ему фактов, не доверяя фантазии, воображению,
интуиции.
Другая причина: интеллектуальный прогресс цивилизаций нередко сменяется
регрессом, значительным спадом, потерей творческих дерзаний или даже
деградацией. Новые идеи далеко не всегда мудрее (чаще — мудреней) или вернее
прежних.
Не
исключено, что греки времен Гомера или более ранние мореплаватели Крита
совершали более смелые путешествия, чем их «коллеги» на закате античной
цивилизации. Этому могли способствовать причины политические. К тому же
временами в Средиземноморье так свирепствовали пираты, что это исключало всякую
возможность свободного передвижения.
Некоторые историки и журналисты предполагают, будто в отдаленнейшие
времена, около десяти тысячелетий назад, существовала цивилизация высочайшего
уровня (типа Атлантиды Платона или оккультистов). От нее и сохранились
отдельные отголоски великих знаний о Земле и Космосе.
Потому-то, мол, содержание многих мифов
глубоко и многопланово, предваряет последующие достижения философской и научной
мысли.
Никаких сколько-нибудь убедительных свидетельств высочайшей цивилизации
атлантов добыть так и не удалось (если только не считать прообразом Атлантиды
критскую цивилизацию). Мудрость древних мифов скорее всего объясняется тем, что
это была универсальная форма познания, сочетающая в себе поэзию, философию,
религию, народные предания, обобщения здравого смысла, опыт поколений,
фантастические домыслы. Из мифа можно извлечь как драгоценные зерна истины, так
и занятные фантастические истории, в зависимости от того, кто и для чего этот
миф изучает.
У
Гомера в «Одиссее» есть высказывание, которое можно толковать как намек на
существование обширной прекрасной земли к западу от Геракловых Столбов за
Атлантическим океаном:
Ты к пределам земли, на поля Елисейские будешь
Послан богами...
Под
этими «пределами» подразумевалась какая-то западная область, на что указывает
упоминание о Зефире:
Где сладко-шумный веет Зефир,
Океаном ...туда посылаемый.
«Но вся эта теория полна неясностей», —
заключает Страбон.
Нам остается только с ним согласиться. Надо
лишь добавить, что мысль
о благообильных Елисейских полях,
расположенных где-то далеко заАтлантическим океаном, не пропала бесследно. Через
два тысячелетия послеГомера ее высказал другой гениальный поэт — Данте...
Впрочем, об этом поэтическом предсказании
Нового Света разговорособый.