Хотя
по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по
существу еще в XVIII веке благодаря героической работе Великой Северной
экспедиции, но сквозное прохождение этой трассы, соединяющей два океана,
совершено только во второй половине века девятнадцатого, да и то — лишь в две
навигации.
Первооткрыватель трассы — шведский полярный исследователь Адольф Эрик
Норденшельд, родившийся и учившийся в Финляндии, когда она входила в состав
России. Потом он исследовал Шпицберген, и в 1875 году впервые отправился в
плавание вдоль северных российских берегов на во- s сток. Зверобойная шхуна
«Превен», снаряженная на средства финансиста Оскара Диксона, прошла через
Югорский Шар, обогнула с севера полуос тров Ямал и дошла до Енисейского залива,
один из островов которого назван именем Диксона. На следующий год Норденшельд
идет в новое плавание — на пароходе «Имер», и теперь средства ему предоставляет
русский золотопромышленник Александр Сибиряков. Впервые были доставлены в устье
Енисея различные товары из Европы.
Проведя своего рода рекогносцировку, в июле
1878 года А.-Э. Норденшельд отправляется в плавание на промысловом пароходе
«Вега» (капитан Арнольд Паландер) с твердым намерением пройти весь Северный
морской путь до Берингова пролива. Экспедицию финансировали О. Диксон и А.
Сибиряков. В ее составе был русский представитель поручик гвардии Оскар
Норд-квист, и до устья Лены «Вегу» сопровождал небольшой, но быстроходный
пароход Сибирякова «Лена». Мыс Челюскин оба парохода обогнули вместе 18
августа, им удалось преодолеть пояс тяжелых льдов у северо-западных берегов
Таймыра, а затем они дошли и до дельты Лены, где Сибиряковский пароход свернул
в одну из проток великой реки. «Вега» осталась одна Капитан Паландер провел ее
через Восточно-Сибирское море и проливом Лонга вывел в Чукотское И только
здесь, всего в двухстах километрах от Берингова пролива, пришлось остановиться
на зимовку — «Вегу» прочно сковали льды. «Быть затертым так близко от цели
путешествия было самым большим для меня счастьем, с которым я никогда не мог
примириться», — писал Норденшельдв ледовом плену в нескольких километрах от входа в ту
самую Колючинскую губу, в которой льды остановили корабли Дмитрия Лаптева,
потом суда Биллингса и Сарычева, а уже в 30-х годах XX века получит повреждения
ледокольный пароход «Сибиряков» и потонет «Челюскин». Но в июле 1879 года
«Вега» смогла продолжить путь. Вскоре шведы салютовали мысу Дежнева. Впервые в
истории Северо-восточный проход был пройден!
В
сентябре «Вега» вошла в японский порт Иокагама, а затем обогнула с юга весь
азиатский материк и, прибыв в Стокгольм 24 апреля 1880 года, замкнула первое в
истории путешествие вокруг Евразии, южную часть которого совершил почти за
четыре столетия до этого Васко да Гама.
После плавания «Веги» прошло 62 года, и второй корабль идет вдоль
северных берегов Сибири к Берингову проливу. Это советский ледокольный пароход
«А. Сибиряков», покинувший порт Архангельска 28 июля 1932 года. Научное
руководство экспедиции осуществляют Отто Шмидт и Владимир Визе, на капитанском
мостике — Владимир Воронин В Карском море в том году ледовая обстановка была на
редкость благоприятной,и 3 августа «Сибиряков» был уже у Диксона (пополнен запас угля).
Ледовые условия позволили ледоколу обойти с севера архипелаг Северная Земля, но
у восточных ее берегов встретились тяжелые льды, в которых «Сибиряков» получил
повреждение лопасти пароходного винта. Море Лаптевых оказалось сплошь покрытым
льдами, и пришлось отменить запланированный обход с севера Новосибирских
островов.
Зайдя за углем в порт Тикси в устье Лены, пароход легко дошел до
Медвежьих островов в устье Колымы, но дальнейший путь преграждали мощные
торосистые льды, покрывавшие Чукотское море до самого Берингова пролива.
Пробираясь через ледовые нагромождения, ледокол потерял все лопасти винта и
способность двигаться. Произошло это вблизи острова Колючина. Для того чтобы
заменить винт, нужно было перетащить с кормы на нос судна четыреста тонн угля.
Весь состав экспедиции включается в эту работу. 16 сентября «Сибиряков» снова
идет вперед. Но через три дня под напором льдов вновь поставленный винт
обломился вместе с частью гребного вала. Это была катастрофа Нужно было срочно
уходить изо льдов или оставаться на зимовку
Однако моряки сумели быстро изготовить из брезента паруса, под которыми
пароход подошел к Берингову проливу. Тральщик «Уссуриец» отбуксировал его в
Петропавловск-Камчатский. Всего за 65 дней, за одну навигацию, «Сибиряков»
прошел Северный морской путь.
Следующим был «Челюскин», затонувший 13 февраля 1933 года вблизи все того
же острова Колючина. Погиб в этой катастрофе только один, а сто четыре
человека, высадившиеся на льдине, были вывезены самолетами.
С
1935 года Северный морской путь стал регулярно действующей магистралью: север
Евразии обогнули девятнадцать пароходов. Многовековая эпопея поиска
Северо-восточного прохода в Тихий океан была завершена.