В ПОИСКАХ МУДРОСТИ (китайские паломники-буддисты в Индии)
В
первые века нашей эры правители Китая взяли курс на максимальную изоляцию
своего государства. В экономическом, техническом и культурном развитии оно
ушло далеко вперед от своих ближайших соседей Правда, на юго-западе находилась
богатая, с давними культурными традид циями Индия. Но путь к ней преграждали
гигантские горные страны: Куньлунь, Тибет, Гималаи. Из
Индии в Китай, тем не менее, распространялось идеологическо влияние — учение
Будды. Правда, в Китае было немало своих легендарным мудрецов, из них наиболее
почитался Кун-цзы, или Конфуций (VI—V веках до н. э.). Однако его учение было
преимущественно философским, проникнутым духом консерватизма, уважения к
традициям (самоусовершенствование личности предполагало в то же время полное
подчинение правителям). Он сформулировал основной принцип нравственности: «Не
делай человеку того, чего не желаешь себе». Но при этом образ Конфуция
оставался слишком обыденным и привычным, чтобы воздействовать не только на
рассудок, но и на чувства людей. В этом отношении более привлекательным
выглядел буддизм, отрывающий человека от мирской суеты,| поднимающий к духовным
высям и мистическим откровениям. Сам жизненный путь Будды, утверждающий отказ
от низменных материальных утех и зовущий к постижению высших истин, приобщению
к Мировому Духу, служил яркой путеводной звездой для верующих.
Так
или иначе, а в Китае появились приверженцы буддизма. Один изних — буддийский монах Фа-Сянь.
Он
пересек с запада на восток северную часть полуострова Индостан и несколько лет
прожил в стране, которую называл «Центральным царством». Как он позже писал в
своих воспоминаниях, «здешние люди честны и благочестивы, они не имеют
чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу
никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок».
Его
книга о посещении буддийских стран («Фа го цзи») — ценное свидетельство о
культурной, главным образом, религиозной жизни встреченных им народов и
стран.Несмотря на императорский
указ, запрещающий путешествия в другие страны, китайские паломники-буддисты
все-таки Продолжали свои хождения в Индию. Хотя вовсе не исключено, что в
некоторых случаях этим людям поручались и государственные дела (сбор сведений,
установление торговых и дипломатических отношений). В этом отношении
показателен пример Сюань Цзана — буддийского монаха и великого путешественника.
Он вовсе не стремился скорее, кратчайшими
путями достичь Индии. Напротив, покинув Китай в 629 году, он прошел далеко на
запад, преодолевая горные хребты и пустыни, побывал в междуречье Сырдарьи и
Амударьи, а затем через Гиндукуш перешел в Северо-Западную Индию. Эту страну он
исследовал обстоятельно, обойдя по периметру почти весь полуостров Индостан. В
долине Ганга он два года изучал в монастырских библиотеках буддийские тексты.
Довелось ему побывать и в плену у пиратов, и при дворе царя Харши, войско
которого имело 20 тысяч слонов.
Сюань Цзан проводил географические наблюдения как натуралист и кроме
рукописей собирал коллекцию семян растений (при переправе через Инд он потерял
почти всю свою библиотеку и уникальную коллекцию). Обратный путь на родину он
проделал также по суше через Центральную Азию. После 16 лет странствий он
вернулся в Китай, если верить преданию, на колеснице, запряженной 20 конями,
привезя с собой 700 книг и много буддийских реликвий. Его с почестями принял
император.
Трудно поверить, что в своем труднейшем, опасном и длительном
путешествии Сюань Цзан мог сохранить такой груз. Но то, что он был встречен с
почестями, косвенно свидетельствует о том, что он успешно выполнил какое-то
важное государственное поручение, а не только совершил паломничество (тем более
что в Китае государственной религией оставался конфуцизм).
О
своих путешествиях Сюань Цзан составил «Записки о странах Запада» (продиктовав
их ученику). Они вовсе не ограничивались религиозными темами. Французский
географ XIX века Э. Реклю считал Сюань Цзана «настоящим исследователем новых
стран в современном значении этого слова». В справедливости такого вывода
убеждаешься, когда сравниваешь вполне реалистичные сведения, приведенные Сюань
Цзаном, с порой фантастическими сообщениями Фа-Сяня. Вот как последний
описывает свое пребывание в Стране львов (на Цейлоне):
«Как
ни странно, но в царстве этом нет людей, его населяют лишь драконы и демоны.
Сюда съезжаются торговать купцы из разных стран. Во время торга демоны лично
присутствуют и раскладывают свои прекрасные товары, прикрепляя к ним цены».
Можно предположить, что речь идет о том, что в те времена жители Цейлона
не торговались и даже могли не стоять возле своих товаров. Монах
просто-напросто дал волю своему воображению. Так же в другом месте, рассказывая
о переходе через пустыню, он отмечает: «В пустыне той водится множество злых
демонов».
Впрочем, надо и ему отдать должное. Несмотря на то что, по его словам,
он «проникся печалью, заметив пробелы в законе буддийского учения, каким оно в
ту пору было в Китае», Фа Сянь, отправившись в Индию, добросовестно отмерял
пройденное расстояние и отмечал особенности пути. То ли он делал это в помощь
последующим паломникам, то ли — торговцам, а возможно, предоставлял сведения
для канцелярии императора.
В
этом отношении миссия Сюань Цзана уже значительно больше похожа на
обстоятельную разведку обширных территорий далеко на западе и юго-западе от
Китая. Это путешествие убедительно показало, что на западных границах Китая
путь до плодородных долин Центральной Азии преграждают пустыни и горные
массивы, а культурный и торговый обмен с Индией по суше сопряжен с еще более
значительными трудностями.