ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ (через Тянь-Шань — в Европу)
Прокладывание дорог, по которым могли идти торговые караваны из одной
части материка в другую, в истории человечества играло не менее важную роль,
чем открытие новых земель. Ведь каждая такая дорога была нитью, связывающей
страны и народы, объединяющей их без войн, завоеваний, гибели людей и
разрушений.
Среди них одним из наиболее известных и важных был Великий Шелковый
путь, связавший Китай со Средней Азией и Европой. Первооткрывателем его был
китайский путешественник второго столетия до новой эры Чжан-Цян.
Император У Ди (из династии Хань) в 138 году до н. э. решил заключить
союз против нападавших на Китай с севера кочевников-гуннов с правителем юэчжей.
Народ этот жил за Небесными горами, и туда по перевалам Тянь-Шаня отправилось
посольство — сто человек во главе с опытным дипломатом Чжан-Цянем. Уже на
подходе к горной системе посольство было атаковано гуннами и захвачено в плен.
Долгих десять лет провел в плену у гуннов Чжан-Цянь, перекочевывая вслед за
ними, как пленник, с места на место, прежде чем ему удалось бежать. Случай
представился как раз тогда, когда гунны расположились со своими кибитками в
одной из долин огромной горной страны, встававшей впереди белой стеной,
закрывавшей полнеба.
С
Чжан-Цянем убежал гунн Ганьфу, сопровождавший его все последующие десять лет
скитаний по пустыням и горам. Казалось, невозможно подняться на гребень этих
гор, но стремление к свободе после десяти лет неволи сделало беглецов сильными.
И они поднялись на перевал, карабкаясь по леднику, и оказались на высокогорной
равнине, пройдя по которой нашли спуск по ущелью, заросшему высокими стройными
елями.
В
просветах леса сверкнула широкая водная гладь. Большое озеро лежало перед ними.
В ярко-голубом его зеркале отражались белоснежные громады гор, окружавшие его
со всех сторон. Там, где горы отступали от озера, на прибрежной равнине стояли
кибитки кочевников. Это были не гунны, а мирные скотоводы. Чжан-Цянь в своем
отчете назвал их «усуня-ми», отметив, что когда-то они подчинялись гуннам, но,
собрав многочисленное войско, смогли отстоять свою свободу. Это были рослые,
рыжебородые, голубоглазые люди, совсем не похожие на китайцев. И когда китайцы
впервые встретили русских, они отождествили их с усунями.
Озеро, вокруг которого кочевали усуни, называли Жехай, то есть
«незамерзающее теплое озеро». Гостеприимно отнеслись они к беглецам и
рассказали, что юэчжи переселились на юг, в цветущую долину большой реки. Туда
и отправился Чжан-Цянь. Юэчжей он нашел, но их правитель отказался от союза с
китайским императором.
Прожив год у юэчжей и не добившись ничего, Чжан-Цян отправился обратно.
По пути он многое увидел впервые: реки, горные хребты, озера — и упомянул об
этом в описании путешествия, которое, с его слов, составил Древний китайский
историк Сыма Цянь, автор многотомных «Исторических записок» («Шицзи»).
Огромную территорию обошел Чжан-Цян и стал, по существу,
первооткрывателем всей Средней Азии, хотя за сто лет до него по этим землям
прошла армия Александра Македонского, открывшая их с запада.
Но,
двигаясь на север, Чжан-Цян снова попадает в область неведомого. В 127 году до
н. э. он пересек Алайскую долину и увидел справа высокийгорный хребет, стеной
оградивший с севера Памир. Он назвал эти горы Луковыми (Цинлинь), потому что их
склоны покрывали заросли дикого лука. Дальше путь Чжан-Цяна пролег через
пустыню Такла-Макан к бессточному озеру Лобнор, которое назвал он Соляным,
потому что вода в этом озере была соленой. Озеро знаменито своим
непостоянством: оно постоянно изменяет свои контуры, то наполняется водой, то
превращается в болото.
Преодолев с невероятными трудностями пространство пустыни, Чжан-Цян
вторично оказался в плену у гуннов. Лишь через год представился ему случай
бежать, воспользовавшись междоусобицей в племени. Теперь кроме охотника Ганьфу
с ним' бежит его жена, которой он обзавелся в плену. Преследуемые гуннами, они
вынуждены пробираться, наиболее труднодоступными путями, обходя обжитые места.
Жена погибла, и он вернулся только с преданным ему Ганьфу.
Главное, Чжан-Цян составил отчет о своем «путешествии, длиной в 25 тысяч
ли». Он сохранился только в кратком изложении Сыма Цяня. Больше 14 тысяч
километров прошел Чжан-Цянь по Центральной Азии. От него люди узнали о
неведомых прежде горах, реках, озерах... Хотя он и не дошел до Аральского и
Каспийского морей, но написал и о них, собрав сведения у знающих людей.
Географические знания, полученные Чжан-Цянем, помогли китайскому войску
разгромить в 120 году до н. э. (в результате нескольких походов, которых
участвовал и Чжан-Цянь) гуннов, оттеснить их от границ Китаязначительно
расширить империю за счет западных земель. Император У Ди завоевал страну
усуней, которая стала западным форпостом Поднебесной. уже по очищенной от
гуннов территории Чжан-Цян второй раз во главе войска перевалил Небесные горы и
вышел к озеру Жехай, за которым потом закрепилось тюркскоязычное название
«Иссык-Куль» (смысл его тот же — «Теплое», или даже «горячее озеро»). Чжан-Цян
не сообщил о нем никаких других сведений, не нанес его на карту, так же как
открытую им горную страну Тянь-Шань. Все это сделано было почти через две тысячи
лет.
По
следам Чжан-Цян проложена была одна из важнейших торговых дорог в истории
человечества — Великий Шелковый путь. Шелк из Китая стал поступать в Римскую
империю за столетие до Рождества Христова при сохранении тайны его
происхождения. Обратно шли товары европейские. Этот товарообмен, сыгравший
огромную роль в сближении Востока и Запада, Европы и Азии, просуществовал около
ста лет. Потом он был заброшен и возрожден в результате завоевательных походов
Чингисхана, а вернее сказать, после путешествия по этому пути другого китайца —
Чан-Чуня в 1221—1223 годах. По мнению немецкого историка Ричарда Хенинга, оно
было первым исследовательским путешествием в Центральной Азии.
Философ Чань-Чунь, имя которого переводится как «Вечная весна», был
настоятелем даосского монастыря Хаотяеьгуань. Когда властитель мира Чингисхан
призвал его к себе, чтобы узнать от мудреца тайну вечной жизни, ему было уже 72
года. Последователь Лао-цзы отправился в путь, ведь основное понятие
исповедовавшейся им религии «дао» и означает путь, дорогу.
Чан-Чунь отправляется верхом на лошади через Пекин в Монголию, на берега
Херулена, откуда начал Чингисхан свои завоевания и где он приказал снарядить
отряд для охраны путника. А в это время сам грозный властелин был далеко на юге
— штурмовал Самарканд, чтобы сделать его столицей империи. Туда и направился
Чан-Чунь. Его ученик Ли-Чжичан подробно записывал все события трехлетнего
путешествия, все встреченные географические объекты. В 1228 году его труд был
опубликован и через 638 лет появился на русском языке. Книгу о путешествии
Чан-Чуня перевел и издал в 1866 году 30 лет проживший в Китае как глава русской
православной миссии архимандрит Палладий (в миру Петр Кафаров).
Больше 12 тысяч километров проехал Чан-Чунь, и
через 15 месяцев в Самарканде его с необычайным гостеприимством встретил
Чингисхан. «Ты прошел десять тысяч ли, чтобы навестить меня. Для меня это
большая честь», — сказал он ему. Но на вопрос о том, какое лекарство привез
мудрец, тот ответил уклончиво: «У меня есть «дао» к поддержанию жизни, но нет
лекарства для вечной жизни». Чингисхан был вполне удовлетворен беседами с
Чан-Чунем, но не смог уговорить его остаться. В феврале 1224 года Чан-Чунь
вернулся в Пекин, где ему разрешено было поселиться в императорском дворце. Еще
в дороге его догнало письмо покровителя: «Весной расстался со мной, а теперь
лето, и тяжело путешествовать в палящий зно! Довольно ли было тебе в пути еды и
питья, не мало ли? Власти хорошо л принимали тебя?.. Вполне ли ты сам здоров? Я
здесь постоянно думаю тебе, божественном и бессмертном. Я не забыл тебя, не
забывай и ты меня» Чань-Чунь умер всего на шесть дней раньше Чингисхана.
Путешествие Чан-Чуня по завоеванным Чингисханом землям способ ствовало
возрождению торговой дороги, связавшей Восток и Запад — Великого Шелкового
пути.
Миновала тысяча лет и еще триста лет. И вот «дорога десяти тысяч т
ожила. По ней снова пошли караваны: из города Сиани на реке Вейхэ Ляньчжоу на
Хуанхэ, потом в Ганьчжоу, от которого перед пустыней Так ла- Макан путь
раздваивается — одна ветвь его обходит пустыню с севере другая — с юга. Они
соединяются в Кашгаре, а затем снова расходятся, уж в зависимости от конечной
цели торгового каравана. Если идти через Ош :
Андижан, попадаешь в Ферганскую долину, из
которой нетрудно добрать ся до Персии, Малой Азии, Европы. От Кашгара на юг,
через Памир прямая дорога ведет в Сринагар и Индию.
Великий Шелковый путь — одно из величайших открытий. Как и мно гие
другие, оно было сделано дважды, с интервалом более чем тысячелетие