Известный писатель, поэт, национальный герой и
теоретик итальянского фашизма, знаменитый донжуан и любовник Габриэль
д'Аннунцио (1863–1938) заслужил репутацию скандальной личности своими
противоречивыми произведениями, которые многие критики называли крайне
вульгарными и непристойными.
«Триумф смерти», «Невинный» и другие литературные
труды писателя были настолько наполнены яркими эротическими образами, что
невольно приводили к неоднозначной реакции общественности. У многих, кто резко
отвергал творчество д'Аннунцио, его труды вызывали негодование. Другие же,
позволив себе разделять взгляды скандального писателя, открыто защищали его.
Были и те, кто боготворил известнейшего донжуана Италии, кто восхищался его
талантом, кого притягивала его мужская красота и сила, кто, бросая своих
женихов и мужей, жертвовал ради него семьёй, репутацией, богатством. Это были
женщины, которых покорил Габриэль д'Аннунцио, знаменитейший любовник начала XX
столетия.
Писатель был невзрачен, даже некрасив, но было в нём
что-то странное, влекущее, неизведанное, что гипнотическим образом притягивало
к нему самых разных женщин. В юности присвоив себе титул «жреца любви»,
Габриэль неуклонно следовал ему до глубокой старости.
В шестнадцать лет будущий писатель впервые
воспользовался услугами проститутки. А через пару лет пылкого юношу уже знали
все обитательницы местных борделей. К двадцати годам, познав более сотни
женщин, д'Аннунцио внезапно решил жениться. В невесты себе он выбрал
девятнадцатилетнюю дочь герцога Галлезе Марию. Герцог, наслышанный о развратной
и ветреной натуре будущего зятя, не раз пытался расстроить этот брак. Но без
памяти влюблённая в гениального обольстителя Мария Галлезе умолила отца дать
благословение и разрешение на свадьбу.
Венчание состоялось 28 июля 1883 года. После свадьбы
д'Аннунцио не пожелал расстаться с любовницами и продолжал проводить в их
обществе большую часть свободного времени. У молодой четы родились трое
сыновей, но и это не заставило распутника изменить привычный образ жизни и
прекратить любовные похождения. Через четыре года супружеской жизни Габриэль
бросил Марию, чтобы без лишних обязанностей и преград предаваться любви и
воплощать в жизнь многочисленные фантазии, о которых потом непременно
рассказывал в своих книгах.
Невзирая на презрительное и грубое отношение
знаменитого ловеласа к любовницам, многие женщины мечтали провести с писателем
хотя бы одну ночь. Благовоспитанные и религиозные дамы становились жертвами его
магнетического воздействия. Одна из них, уже брошенная д'Аннунцио, осознав своё
грехопадение, даже сошла с ума. Другая постриглась в монахини, навсегда покинув
мирскую жизнь…
Но жизнь писателя изменилась лишь тогда, когда судьба
свела его с великой итальянской актрисой Элеонорой Дузе (1858–1924). Именно ей
довелось стать самой продолжительной романтической любовью д'Аннунцио. Она же
стала лучшей исполнительницей ролей в его пьесах.
Встреча д'Аннунцио и Дузе произошла в 1895 году в
Венеции. Дузе приглянулась удачливому любовнику, хотя была уже немолода, ей
было за тридцать семь. Габриэль по привычке попытался с ходу покорить
приглянувшуюся дамочку. Они катались на гондолах, д'Аннунцио читал спутнице
сочинённые в её честь стихотворные строки, осыпал букетами цветов. Разве мог он
тогда предположить, что этот случайный роман затянется на девять долгих лет —
для д'Аннунцио срок невероятно большой.
Элеонора была красива, изящна, умна и к тому же
уверена в себе. В числе её поклонников были Антон Чехов, Бернард Шоу и другие
не менее прославленные личности. Но союз с итальянским писателем оставил в её
жизни огромный, значительный след.
Они любили друг друга. Часто ссорились, расставаясь,
затем опять сходились. Даже в дни разрывов, когда казалось, что всё уже
кончено, они писали друг другу пылкие письма, полные упрёков, обид и неизменных
признаний в любви. Однажды на очередной день рождения возлюбленного Элеонора
прислала ему дюжину поздравительных телеграмм, по одной через каждый час.
Д'Аннунцио отвечал такими же романтическими жестами: он умел покорить женское
сердце.
Через пять лет после первой встречи Габриэль издал
очередной роман, в котором до мельчайших подробностей изложил интимную жизнь с
актрисой. Он так делал и раньше, с другими женщинами, и Дузе на этот раз не
явилась исключением. Тем не менее, актриса была крайне возмущена и разгневана,
но, простив обиду, всё-таки вернулась к любовнику.
Д'Аннунцио изменял ей с другими женщинами, Элеонора и
это прощала. Он тратил огромные суммы на одежду, поездки, развлечения. Она
погашала его счета, нередко оплачивавшие прихоти очередной любовницы неверного
друга. В знак благодарности Габриэль отдавал ей лучшие роли в своих пьесах, и
Элеонора исполняла их с непревзойдённым блеском. Именно она украшала своей
игрой театральные постановки д'Аннунцио.
Но разрыв всё равно был неизбежен. Он произошёл в 1904
году. Расставание было мучительным для неё, а для него — привычным и обыденным.
Д'Аннунцио покинул Элеонору, которая казалась ему старой и вздорной женщиной.
Во всеуслышание он объяснял свой уход грубыми и порой непристойными
выражениями. Однажды иронично заметил, что ему «разонравилась её грудь», та
часть женского тела, которая, по мнению писателя, всегда являлась главным
достоинством женщины. Дузе в свою очередь утверждала, что презирает его и не
желает слышать его имени, а потом добавляла: «Он мне отвратителен. Но я обожаю
его».
В 1912 году, уже через много лет после разрыва с Дузе,
д'Аннунцио получит в Париже достойный урок от знаменитой американской
танцовщицы Айседоры Дункан. Та поклялась проучить его из женской солидарности с
Дузе. «Я оказала ему сопротивление из-за своего преклонения перед Дузе, —
признавалась намного позже Дункан, — я решила, что буду единственной женщиной,
которая выстоит перед ним».
Американка сдержала слово, не поддалась чарам
скандального итальянца, измучила его, довела до исступления. В надежде и
предвкушении ночи с танцовщицей д'Аннунцио приходил в её номер в полночь. Как и
другим желанным женщинам, он посвящал Айседоре стихи, осыпал комплиментами и
подарками. Искушённая обольстительница танцевала перед ним и, когда её ночной
гость, сгорая от страсти, на коленях умолял позволить ему остаться с ней на
ночь, Дункан решительно выставляла его за дверь. Так продолжалось несколько
дней, до тех пор, пока танцовщица не покинула Европу.
А Габриэль д'Аннунцио через три года стал лётчиком. За
смелость, отвагу, а также безоговорочную поддержку фашизма, Муссолини подарил
писателю титул принца Монте-Невозо. На склоне лет писатель поселился в
собственном роскошном поместье, вдали от семьи и близких людей. Но и там,
потерявший в боях левый глаз, поседевший старик не прекратил любовных
похождений. Время от времени он просил верных слуг приводить в поместье деревенских
женщин, якобы для своего вдохновения. Великий любовник и в старости не желал
менять своих привычек.
Элеонора Дузе умерла в 1924 году, вдали от
возлюбленного. А д'Аннунцио, будучи личностью весьма неординарной и
эксцентричной, желал покинуть этот мир так, чтобы это произошло непременно
по-особенному и запомнилось надолго. Продумывая различные варианты своей смерти
(то он хотел, чтобы его погрузили в кислоту, то желал, чтобы использовали в
качестве ядра для пушки), поэт так и не выбрал приемлемый способ собственной
кончины. Судьба распорядилась сама: не дожив до своего семидесятилетия всего
несколько дней, великий и непревзойдённый Габриэль д'Аннунцио скончался прямо
за рабочим столом от кровоизлияния в мозг. Это произошло 1 марта 1938 года. В
последние годы жизни писатель утверждал, что может услышать голос покойной
Элеоноры, если встанет перед статуей Будды. Он так и не смог её забыть. |