Анри Матисс, художник «света и счастья», смотревший на
мир сквозь призму радости и красоты, когда-то писал: «Я стремлюсь к искусству,
исполненному равновесия и чистоты… Я хочу, чтобы усталый, надорванный,
изнурённый человек перед моей живописью вкусил покой и отдых». Он признавался,
что находил радость во всём: в деревьях, в небе, в цветах. В этом был весь
Матисс — известный французский художник, умевший находить необыкновенное в
обыденном, искать свет во мраке и замечать любовь в равнодушном, чёрством мире.
«У него солнце в крови», — как-то сказал о художнике Пабло Пикассо.
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в небогатой
семье. Его мать была швеёй и работала дома, поэтому повсюду в комнатах были
разбросаны разноцветные ленты, лоскутки ткани, банты и дамские шляпки. Эта
пёстрая обстановка, наполненная самыми разными цветами, во многом отразилась в
его ярких, радостных картинах много лет спустя. Анри рос серьёзным и
целеустремлённым мальчиком. Однако в двадцать лет, занимаясь юриспруденцией и мечтая
стать адвокатом, он внезапно увлёкся живописью. Переехав в Париж и поступив в
Школу изящных искусств, Матисс начал обучение, полностью посвятив себя
искусству.
Спустя шестнадцать лет в жизни художника произошла
встреча с русским коллекционером Сергеем Щукиным, который увлёкся живописью
француза и стал покупать его полотна. В Москве Щукин признавался: «Матисс для
меня лучше и ближе всех… у него праздник, ликование красок».
В 1911 году коллекционер пригласил Матисса в Россию.
Андрей Белый, которому довелось тогда встретиться с художником, вспоминал:
«Золотобородый, поджарый, румяный, высокий, в пенсне, Матисс выглядел
„мэтром"». Несмотря на тёплый приём друзей и ценителей его творчества, в России
нашлось немало критиков, которые считали художника очередным «французиком из
Бордо». Он покинул Россию и продолжал работать на родине, где его картины
получили успех и раскупались известными европейскими коллекционерами.
Любящий супруг и удивительно понимающий отец (художник
был женат и имел троих детей), Матисс оставался тонким и чувственным мужчиной,
ценителем женственности и красоты. В течение долгих двадцати двух лет его музой
была русская женщина, натурщица Лидия Дилекторская.
Эта прекрасно понимавшая и тонко чувствовавшая
художника женщина родилась в Сибири и эмигрировала во Францию. Её современники
полагали, что Матисс привязался к Лидии потому, что встретил женщину,
олицетворявшую его идеал, который он так долго пытался найти в окружающих его
дамах. Она была блондинкой с выразительными голубыми глазами. Лидия несла в
себе такую естественную красоту, от которой художник приходил в восхищение.
Дилекторская пришла в дом Матиссов сиделкой для
больной Амели, жены художника. Ей тогда было чуть больше двадцати. А за плечами
уже прошла целая жизнь: голодная Сибирь, скитания по Манчжурии, неудачное
замужество во Франции и, наконец, дом Матисса, в котором она оставалась долгих
двадцать лет.
Намного позже Дилекторская признавалась, что вначале
художник не проявлял к ней никакого интереса. «Я не была женщиной в его стиле,
— вспоминала она много лет спустя, — модели, которые вдохновляли Анри, были
южанками. А я была светлой и даже ярко-светлой. Он посмотрел на меня в первый
раз задумчивым, тяжёлым взглядом. Так и смотрел потом на меня всю жизнь…»
Лишь спустя какое-то время Матисс увидел в Лидии
что-то неизведанное, экзотическое, страстное. В то время художник писал
знаменитый «Танец». Тогда он и предложил девушке позировать для его новых
картин. Она согласилась, что очень сблизило хозяина дома и сиделку его жены.
Дилекторская рассказывала, что «отношения с художником постепенно становились
очень сердечными», Амели и Анри по-настоящему любили русскую эмигрантку. Хотя в
кругу друзей Матисса и ходили различные слухи о якобы их тайной связи, тем не
менее, Лидия Дилекторская утверждала, что её отношения с художником «никогда не
переходили границы дозволенного».
Великий француз, не скрывая привязанности к Лидии,
признавался, что садился за писание её портретов каждый раз, когда начинал
скучать. Она стала для него не просто терпеливой натурщицей, но и искренним
другом, который понимал художника с полуслова, умел выслушать и в любую минуту
поддержать. Матисс называл Дилекторскую «казашкой» и «татаркой», хотя её
внешность была мало схожа с обликом людей этих народов.
«Я целиком завишу от своей модели, которую я изучаю»,
— говорил о натурщице художник. Возможно, он действительно зависел от неё. Она
оберегала, создавала уют, вела хозяйство, считала расходы и неизменно приходила
в его мастерскую, чтобы часами сидеть в застывшей позе, пока мастер изображал
её на своей картине. Он работал с самого утра. «Вся первая половина дня, —
рассказывала Дилекторская, — была посвящена живописи. Затем, после часовой
сиесты, которая была Матиссу необходима, поскольку он страдал бессонницей и
ночью спал три, в лучшем случае пять часов, он рисовал». Картины висели
повсюду: в мастерской, столовой, спальне. В благодарность два раза в год на
протяжении двадцати лет он дарил Лидии её портреты, чтобы, как замечал
художник, она «смогла бы обеспечить своё будущее».
В 1941 году Матисс серьёзно заболел. Перенеся
тяжелейшую операцию, художник выжил. Казалось, мастер стал ещё терпимее и
мягче. Его сиделка вспоминала о тех днях: «Я никогда не знала человека более
мягкосердечного, у него было сердце ребёнка или женщины». Прошло несколько
месяцев, и художник поднялся с кровати. Он снова работал и создавал полотна,
которые продолжали пользоваться большим спросом не только во Франции, но и по
всей Европе. Матисс прожил ещё тринадцать лет и скончался на руках у дочери 3
ноября 1954 года. Ему было чуть меньше восьмидесяти пяти лет.
Даже в конце жизни Матисс не терял ощущение счастья и
гармонии. Он продолжал видеть во всём прекрасное. На закате жизни художник
сказал: «Цветы цветут повсюду для всех, кто только хочет их видеть».
После смерти великого француза интерес к его любимой
натурщице Лидии Дилекторской возрос. Но во Франции её уже ничто не держало. Она
стремилась в Россию. Когда ей удалось приехать на родину, Дилекторская
безвозмездно передала несколько картин Матисса русским музеям.
Однако история их любви так и осталась нераскрытой.
Была ли тайная связь, которую влюблённые тщательно скрывали от глаз друзей,
детей и жены художника? Или же, как утверждала Лидия Дилекторская, они никогда
не перешагнули тех границ, которые всегда оставались для них запретными? |