Мать и отец Анри Мари Раймона де Тулуз-Лотрека
(1864–1901) были двоюродным и сестрой и братом. Семья принадлежала к старинному
аристократическому роду Франции и была достаточно богата. Но по причине
близкородственного брака мальчик родился очень болезненным и слабым. В
четырнадцать лет он упал с лестницы, сломал обе ноги и по причине костной
болезни ноги у Маленького Сокровища, как прозвали Анри родители, перестали
расти. К концу жизни рост Тулуз-Лотрека не превышал 1 м 45 см. С годами Анри
превратился в уродца с огромной головой и короткими ножками, а большие,
непропорциональные губы на когда-то прелестном, безукоризненном лице делали его
вовсе безобразным.
Казалось, что от этой трагедии больше страдали его
близкие, чем сам Анри. Внешне он был весёлым, остроумным и беззаботным, пытался
убедить окружающих, что совершенно счастлив. Однако глубоко в душе молодой
человек страдал. В борьбе с тяжёлым недугом он ранних лет стал искать утешение
в том мире, где его могли понять и принять как своего. Понимание Тулуз-Лотрек
нашёл в кабаре на Монмартре, где по ночам собирались сутенёры, девицы из
борделей, приезжие матросы и люмпены. Анри приходил туда и любовался весёлыми
страстными танцовщицами, обворожительными певицами и легкодоступными женщинами.
Он не обвинял их, а старался усмотреть в их образе «нечто глубоко
человеческое».
К 1885 году Тулуз-Лотрек окончательно переехал на
Монмартр, где в маленькой мастерской стал воплощать давнюю детскую мечту — он
стал учиться искусству живописи. В своих картинах он создавал образы тех, кто
казался ему понятным и близким. Тогда же молодой человек стал сильно пить,
проводил ночи с девицами из борделей, нередко и вовсе переселялся в публичные
дома на несколько месяцев.
Девушки обожали «малютку Анри». Он был нежен и
внимателен: приносил любимый девицами гусиный паштет, дарил букетики цветов,
никогда не забывал об их днях рождения. Не обращая внимания на условности и
своё знатное происхождение, он не стеснятся расхаживать с девушками по
столичным улицам, а иногда приглашал их в самые дорогие театры. Девицам и в
голову не приходило, что рядом с ними — известный художник и граф королевских
кровей. А возмущённым родственникам Тулуз-Лотрек говорил: «Бордель? Ну и что. Я
нигде не чувствую себя более уютно».
На Монмартре его любили. Тулуз-Лотрека узнавали
издалека: маленького, энергичного карлика в длинном пальто, котелке на огромной
голове и с элегантной тросточкой в крошечных, детских руках. Всегда остроумный,
лёгкий в общении и весёлый, Анри никогда не показывал своих страданий. Его смех
и нескончаемый поток шуток заряжали окружающих оптимизмом. Он мог смеяться над
собой и позволял это делать друзьям, но единственное, что могло его оскорбить и
задеть, — жалость. Её Анри не прощал никому.
Тулуз-Лотрек, несмотря на своё физическое уродство,
страстно желал женщин, за что и получил прозвище «горбатого донжуана». Его
первой любовницей стала шестнадцатилетняя натурщица Мари Шарле, после которой
художник менял подруг с поразительной частотой. Весть о его «мужской силе»
распространялась по всем борделям и заведениям Монмартра, и найти очередную
подружку Тулуз-Лотреку не составляло труда.
С ним жили и вульгарные уличные девицы, не
отличающиеся особой красотой, и темпераментные танцовщицы, и утончённые
актрисы. Говорили, что особое предпочтение французский художник отдавал
женщинам с рыжими волосами.
Так на несколько лет его музой стала огненно-рыжая
Луиза Вебер (1871–1929) по прозвищу Ла Гулю, «обжора». Она родилась в бедной
семье и зарабатывала себе на жизнь с ранних лет. С пятнадцати лет Ла Гулю
танцевала в маленьком кабаре «Элизе-Монмартр». Танец её был столь энергичен и
зажигателен, что скоро завоевал сердца местных зрителей. С Луизой пытались
завязать близкое знакомство местные сутенёры, а посетители кабаре предлагали за
ночь с ней значительные для юной девушки суммы. Однако она оставалась
неприступной.
Спустя несколько лет Луиза встретила сына богатого
нотариуса, который так сильно увлекался искусством танца, что отказался от
карьеры адвоката и стал танцовщиком. Вместе с Валентином Ле Дезоссе, которого
прозвали «Бескостным», Ла Гулю первоначально танцевала на сцене
«Элизе-Монмартра», а затем перешла в новое артистическое кабаре «Мулен-Руж»,
открывшееся в 1889 году. Владельцы кабаре вознамерились добиться для своего
заведения мировой славы и впоследствии им это удалось. Далеко не последнее
место в истории «Мулен-Руж» занимают Ла Гулю, Ле Дезоссе и Тулуз-Лотрек.
В кабаре приезжали люди богемы и искусства, богачи и
любители развлечений. Вино, изысканные яства, наркотики и разврат манили в
самое известное парижское кабаре любителей развлечений со всех уголков Европы.
Здесь, среди вульгарности и грязи, искали любви и приключений. Сюда часто
захаживал и Тулуз-Лотрек.
Именно Ла Гулю посвящены его лучшие картины «Танец в
„Мулен-Руж"» и «Ля Гулю, входящая в „Мулен-Руж"». Маленькая, рыжая, чувственная
женщина была вызывающе вульгарна в своём наряде с глубоким декольте,
бессовестно обнажавшем грудь. На сцене Ла Гулю танцевала канкан, который
нередко называли «сумасшествием ног», и тогда из-под белоснежных кружев
бесстыдно виднелись её стройные, крепкие ноги. Вскоре она стала самой
знаменитой танцовщицей кабаре в Париже.
Тулуз-Лотрек обожал Ла Гулю. Целыми ночами любовался
художник её танцами, под утро возвращался домой и рисовал рыжеволосую
красавицу. Влюблённый, он желал её всё сильнее и сильнее.
Однако Луиза Вебер недолго отвечала взаимностью
маленькому уродцу. Она стала получать за свои выступления неплохие деньги и с
жадностью пыталась наверстать упущенное: покупала наряды, вульгарные и
безвкусные, становилась всё более независимой, самодовольной и заносчивой. И
ужасно много ела, подсаживаясь за столики к развязным и грязным матросам,
которые щедро кормили её за свой счёт. Ла Гулю пристрастилась к вину и
наркотикам. Её развратная жизнь и постоянные запои привели к тому, что однажды
она вышла на сцену и пьяная свалилась на пол прямо перед зрителями. Недовольная
толпа больше не желала смотреть на опустившуюся танцовщицу, а директор
«Мулен-Руж» попросил её больше не появляться в его заведении.
Так Ла Гулю, когда-то обворожительная и
талантливейшая, осталась без работы. Шёл 1892 год, а располневшая и утратившая
былую привлекательность Луиза уже была никому не нужна. Она попыталась
устроиться в цирк, но и там не смогла задержаться надолго. Бывшая танцовщица
пила, пьяная бродила по улицам и искала таких же неудачников, как и она сама. А
знакомые предпочитали не узнавать нищую, грязную женщину и, проходя мимо,
отворачивались.
Тулуз-Лотрек тоже забыл о рыжеволосой любовнице и
предавался любви с другой. Теперь он ходил к пышногрудой Рыжей Розе, которая
заодно с пылкой любовью наградила художника и сифилисом.
Близкие и друзья давно смирились с распутной жизнью
Тулуз-Лотрека. Но однажды после нескольких серьёзных запоев у художника
случился приступ белой горячки, и родные были вынуждены отправить его в
психиатрическую лечебницу. Тулуз-Лотрек пролежал там несколько месяцев, но
после излечения не только не изменил своей пагубной привычке, но стал пить ещё
сильнее. Постоянные запои, бессонные ночи в весёлых компаниях, сифилис, который
прогрессировал с каждым годом, привели к тому, что тридцатисемилетнего
художника парализовало. Это произошло 20 августа 1901 года. А спустя три недели
он умер на руках у матери в своём родовом поместье.
В 1915 году сгорел «Мулен-Руж».
Через четырнадцать лет не стало и Луизы Вебер. Нищенка
умерла, успев исповедаться и попросить прощения своих грехов у священника. Тот
отпустил все прегрешения падшей женщине, рыжеволосой красотке Ла Гулю, даже не
предполагая, сколь великую грешницу он исповедовал. |