На самой прославленной картине великого Рафаэля Санти
(1483–1520) запечатлён образ молодой и очень красивой женщины с огромными
чёрными миндалевидными глазами. Прообразом «Сикстинской Мадонны» стала
Маргарита Лути — самая сильная и отчаянная любовь прекрасного гения.
Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье
придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. Первые уроки
рисования мальчик получил от отца, но Джованни рано умер. Рафаэлю тогда было
одиннадцать лет. Мать его умерла ещё раньше, и мальчик остался на попечении своих
дядюшек — Бартоломео и Симона Чиарла. Ещё пять лет Рафаэль учился под
присмотром нового придворного живописца герцогов урбинских Тимотео Вити,
который передал ему все традиции умбрийской школы живописи. Затем в 1500 году
юноша переехал в Перуджу и поступил на обучение к одному из самых знаменитых
художников Высокого Возрождения Перуджино. Ранний период творчества Рафаэля так
и называется — «перуджинский». В двадцать лет гений живописи написал знаменитую
«Мадонну Конестабиле». А между 1503 и 1504 годами по заказу семейства
Альбиццини для церкви Сан-Франческо в небольшом городке Читта ди Кастелло
художником был создан алтарный образ «Обручение Марии», который завершил ранний
период его творчества. Миру явился великий Рафаэль, шедеврам которого весь мир поклоняется
вот уже которое столетие.
В 1504 году молодой человек перебрался во Флоренцию,
куда годом раньше переехала вся мастерская Перуджино. Здесь он создал ряд
восхитительных живописных полотен с «Мадоннами». Под впечатлением этих шедевров
в 1508 г. папа римский Юлий II (правил в 1503–1513 годах) пригласил художника в
Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце.
Так начался новый этап в жизни и творчестве Рафаэля —
этап славы и всеобщего преклонения. Это было время пап-меценатов, когда в мире
ватиканской курии царили, с одной стороны, величайший разврат и глумление над
всем честным и благонравным, а с другой — преклонение перед искусством. Ватикан
по сей день не смог полностью очиститься от пятен злодеяний, совершённых
папами-меценатами под прикрытием папской тиары, а философы и искусствоведы
оказались не в состоянии объяснить, почему именно в эпоху вопиющей
развращённости, в самом эпицентре разврата изобразительное искусство,
архитектура и литература поднялись на недосягаемые высоты.
После кончины развратного старика Юлия II папский трон
занял ещё более развратный Лев X (правил в 1513–1521 годах). Одновременно он
прекрасно разбирался в искусстве и являлся одним из самых прославленных в
истории покровителей поэтов, художников и артистов. Особо благоволил папа
доставшемуся ему по наследству от предшественника Рафаэлю, который расписывал
здания и дворцы, писал восхитительные картины.
В это же время в Вечном городе жил знатный и богатый
человек — Агостино Чиги, владелец множества поместий и земель, хозяин огромного
дворца Фарнезино в Риме. Следуя традициям папского двора, где было принято
всемерно подражать вкусам понтифика, Чиги пригласил Рафаэля расписать стены
центральной галереи дворца Фарнезино. Вскоре художник создал здесь великолепные
фрески «Три грации» и «Галатея», но для третьей фрески «Амур и Психея» Рафаэль
никак не мог найти натурщицу.
Однажды художник прогуливался по парку и любовался
живописными пейзажами дворцового парка. В тени деревьев он неожиданно заметил
отдыхающую девушку. Её ангельское личико было столь беспечным и чистым, что
Рафаэль пришёл в смятение. Говорят, что художник мгновенно забыл всех девиц,
вниманием которых он никогда не был обделён. Девушка затмила всех. Очарованный
её неземной красотой, Рафаэль воскликнул: «Я нашёл свою Психею!» Живописец
спросил девушку: кто она и откуда? Та, смущаясь, ответила, что живёт
неподалёку, а её отец — хлебопёк. Девушке было семнадцать лет, и звали её
Маргаритой Лути.
Рафаэль пригласил Маргариту к себе в мастерскую и
попросил, чтобы она позировала ему для портрета. Та, немного смутившись,
ответила, что должна спросить разрешения у отца и у своего жениха, деревенского
пастуха, за которого вскоре должна была выйти замуж.
Расставаясь, Рафаэль дал Маргарите золотое колье и
попросил принять его в знак благодарности за чудесно проведённый день. Девушка
отказалась от подарка. Тогда художник предложил ей маленькую сделку — десять
поцелуев за дорогое колье. Сделка состоялась.
Окрылённый и счастливый Рафаэль едва дождался
следующего утра и поспешил к хлебопёку. Отец девушки, получив от художника
несколько золотых монет, разрешил дочери позировать для картины.
Рафаэль писал Маргариту в мастерской. Статный и
красивый мужчина с утончёнными чертами лица и тёмными, кудрявыми волосами не
мог не понравиться пылкой девушке. Художнику было за тридцать, но он
по-прежнему был очень красив. Им восхищались римские красавицы, знатные женщины
становились его любовницами, но только «маленькая Форнарина», как прозвал
девушку художник, заставила трепетать его сердце.
Вскоре Рафаэля перестали удовлетворять сеансы
позирования. Он стал ревновать Маргариту, не спал ночами, рисуя в воображении
картины встреч девушки с её женихом — пастухом Томазо. Наконец, художник не
выдержал. Он заплатил отцу Маргариты 3000 золотых и увёз возлюбленную в Рим.
Девушка стала любовницей Рафаэля, повелительницей его сердца. Художник выполнял
все её желания: покупал ей дорогие наряды и драгоценности, окружал роскошью и
богатством, приставлял к ней многочисленных слуг, которые исполняли каждое
желание юной красавицы. А вот коварную и расчётливую Форнарину интересовали
преимущественно деньги неожиданного покровителя. Она постоянно изматывала
художника, оставалась неудовлетворённой и с каждым днём требовала большего.
Юному созданию было мало ласк и восхищения. Она требовала не только новых
богатств, но и хотела, чтобы Рафаэль ни на миг не отходил от неё и предавался
любовным усладам только в её обществе. И художник покорно выполнял эти прихоти,
буквально сгорая в объятиях ненасытной любовницы.
Настал час, и Агостино Чиги настоятельно попросил
художника закончить заказанную работу в Фарнезино. Понимая ситуацию, Чиги
обещал предоставить влюблённой паре особые апартаменты во дворце, где Маргарита
могла бы скрываться от знакомых.
Влюблённые вынуждены были вернуться. Узнав, что его
невеста прячется во дворце, пастух Томазо послал ей угрожающее письмо. Он
проклинал Маргариту, осыпал её яростными упрёками и грозился отомстить.
Опасаясь, что угрозы его — не пустые слова, хитрая женщина позвала Чиги и рассказала
ему об угрозах бывшего жениха. Агостино же в свою очередь предложил Маргарите
стать его любовницей. И неожиданно она пообещала растерявшемуся Агостино всё,
что он пожелает, но при одном условии: если могучий синьор заточит своего
пастуха Томазо в монастырь. В тот же вечер бедный пастух был схвачен, а
прекрасная «Психея» предалась любовным утехам в компании с обезумевшим от
счастья Чиги.
Вскоре стало известно о другом любовном романе
прекрасной Форнарины. Она затащила к себе в постель совсем молоденького юношу
из Болоньи Карло Тирабоччи, бравшего уроки у великого мастера. Ученики Рафаэля
посчитали эту измену оскорбительной для себя и вызвали юношу на дуэль.
Злосчастный Карло был поражён ударом шпаги и вскоре скончался от потери крови.
Но Маргариту уже ничто не могло остановить, вскоре у неё опять появился юный
любовник.
Рафаэль старался закрывать глаза на многочисленные
романы любимой, молчал, когда она приходила лишь под утро, будто не знал, что
«его маленькая Форнарина», его прекрасная Булочница, стала одной из самых
известных куртизанок Рима. И только безмолвные творения его кисти знали о том,
какие муки терзали сердце их создателя. Рафаэль столь страдал от сложившейся
ситуации, что иногда даже не мог по утрам подняться с кровати. Он обратился к врачам,
и ему поставили диагноз — резкое истощение организма. Художнику сделали
кровопускание, но мастеру от него стало только хуже. Измученное сердце гения
остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения.
Рафаэля похоронили в Пантеоне, где покоятся останки
самых великих людей Италии. Ученики художника обвинили неверную Маргариту в
смерти их учителя и поклялись отомстить за то, что чередой бессчётных измен она
разбила сердце великого человека.
Испуганная Маргарита бежала к отцу, в доме которого
скрывалась некоторое время. Здесь она однажды столкнулась нос к носу с бывшим
женихом Томазо, который по её милости пять лет провёл в монастырском заточении.
Маргарита не нашла ничего лучше, как попытаться соблазнить его, и оголила перед
пастухом свои пышные плечи. Тот, схватив горсть земли, бросил её в лицо бывшей
невесте и ушёл, чтобы никогда больше не видеть женщину, поломавшую ему жизнь.
Оставленного Рафаэлем наследства хватило бы
легкомысленной Форнарине на то, чтобы изменить жизнь и стать порядочной
женщиной. Но, почувствовав вкус плотской любви и беспечной жизни, познав самых
известных мужчин Рима, она не пожелала что-то менять. До конца дней Маргарита
Лути оставалась куртизанкой. Умерла она в монастыре, но причина её смерти
неизвестна.
Живописные творения Рафаэля украшают самые знаменитые
музеи мира. Более того, благодаря им, в частности, эти музеи и стали
знаменитыми. Миллионы людей ежегодно замирают в восхищении перед образом
«Сикстинской Мадонны», давно ставшей главным сокровищем Дрезденской галереи.
Они с умилением смотрят на прекрасную, неземную женщину, протягивающую им с
небес доверчивого младенца… Но мало кто знает, что земная плоть женщины,
изображённой на картине, некогда принадлежала самой сладострастной и распутной
куртизанке Италии — той, которая погубила гения в расцвете его сил и таланта.
Впрочем, в литературе встречается и иная версия
описанных событий. Рафаэль с самого начала влюбился в развратную римскую
девицу, отлично знал ей цену, но в безнравственной атмосфере двора
пап-меценатов не смущался использовать её в качестве модели при написании ликов
Божьей Матери. К ранней же смерти художника Маргарита Лути не имела никакого
отношения. |