Александр Дюма, известный французский писатель,
родился 27 июля 1824 года. Он был сыном Александра Дюма-отца и бедной швеи.
Дюма-старший, бросил мать мальчика, не захотев на ней жениться, а признать
ребёнка своим согласился лишь спустя несколько лет. Авантюрист, фантазёр и
любитель приключений, Дюма-отец практически не занимался воспитанием сына,
который с ранних лет недолюбливал ветреного родителя. В его сердце навсегда
остались горечь и обида на отца, а в его романах оживали образы из детства и
юности: брошенная женщина, разводы, измены и бедняки. Он всегда пытался увидеть
что-то хорошее в опустившихся и запутавшихся в жизни людях, за что его нередко
называли «адвокатом проституток и покинутых женщин».
Самым знаменитым и в то же время противоречивым
произведением Александра Дюма-сына стал роман «Дама с камелиями», в основу
которого легли реальные отношения писателя и известной французской куртизанки.
И хотя Дюма всегда соблюдал мораль и пытался вести нравственный образ жизни, в
этот раз он отступил от собственных, написанных им же правил.
С Мари Дюплесси (настоящее имя Альфонсина Плесси)
писатель познакомился в 1844 году, когда ему исполнилось двадцать лет. Он был
никому не известен и слишком беден. Она — его ровесница, но уже опытная
любовница, красота которой сводила с ума парижских мужчин и являлась предметом
зависти благородных дам.
Мари была высокой брюнеткой с идеальной фигурой и
тонкой талией. Особенно на её лице выделялись большие, глубокие глаза, которые,
казалось, раскрывали весь внутренний мир этой удивительной молодой женщины. Она
была изящна, грациозна, умела вести себя в обществе и поддержать любой
разговор, отчего любовники не догадывались о её настоящем происхождении.
Дюплесси и Дюма встретились в парижском кафе и
разговорились. После той встречи девушка приходила на свидания к молодому
человеку, они гуляли по городу, а ночью шли в её роскошную квартиру, где
Александр оставался до утра. Тогда Мари рассказывала ему о своей жизни, а
юноша, со слезами на глазах слушая рассказ очаровательной знакомой, влюблялся в
неё всё сильнее.
Мари была крестьянкой из Нормандии. Отец продал её
местному господину. Тот был знатен, обеспечен, но слишком стар. Чтобы как-то
оправдать появление в своём доме юной девочки, богатый старик назвал её своей
ученицей. Однако спустя несколько месяцев девушка ему надоела и он выгнал её,
приказав больше не появляться в его доме.
Бедная Мари вынуждена была ходить из дома в дом, где
подрабатывала прислугой, кухаркой или прачкой. Ни для кого не было тайной, что
она за небольшую плату принимает у себя мужчин, которые навещали её почти
каждую ночь. А однажды в одном из ресторанов, где она подрабатывала
официанткой, красивую девушку заметил богатый сеньор, который, придя к ней
ночью, наутро предложил перебраться в небольшую квартиру в центре Парижа. Он
рекомендовал очаровательную Мари своим богатым знакомым, которые за ночь с
девушкой платили весьма щедро. Так молоденькая провинциалка из Нормандии стала
одной из самых известных и дорогих куртизанок Парижа.
Встречи Дюма-младшего с Мари Дюплесси продолжались
год, пока та не попросила своего тайного друга больше не беспокоить её. Он стал
ей не нужен, и она предпочла расстаться с тем, кто впоследствии обессмертил её
имя и написал прекрасный роман «Дама с камелиями».
Александр Дюма сильно переживал разрыв с любимой. А
Мари, внезапно заболев чахоткой, угасала с каждым днём. Поклонников больная и
слабая женщина больше не интересовала. Она осталась одна и распродавала всё
своё имущество, чтобы собрать деньги на лечение. Однако ни врачи, ни лекарства
ей уже не помогали.
Мари Дюплесси умерла от туберкулёза в 1847 году. Дюма,
узнав о смерти возлюбленной, на несколько дней закрылся в своей комнате и не
выходил оттуда. Тогда же писатель решил увековечить имя возлюбленной, создав
роман, название которому он уже дал давно: в кругу любовников и знакомых Мари
Дюплесси называли «Дамой с камелиями».
Роман, который вышел в свет в 1848 году, принёс
молодому писателю широкую известность. Героиня романа, Маргарита Готье, была
так похожа на мадемуазель Дюплесси, что знавшие когда-либо Мари поразились
удивительному сходству двух женщин — реальной и той, которая существовала лишь
на страницах книги. Поклонники знаменитой любовницы, прочитав роман, вдруг
осознали, что их подруга, которая за деньги продавала чувства, умела быть
искренней и ранимой, желавшей любить и не скрывать этого за маской беззаботной,
весёлой куртизанки.
Спустя четыре года, в 1852 году, Александр Дюма
поставил по роману «Дама с камелиями» театральную пьесу, после премьеры которой
заплаканные женщины дарили автору букеты цветов и от восторга бросались ему на
шею. Дюма-младший стал одним из самых известных писателей Франции, у него
появились поклонницы, и все французские дамы стремились познакомиться с
обаятельным французом, который соблюдал все нравственные запреты и с большим
уважением относился к женщинам. Он был честен, прям и откровенен и не скрывал
от своих поклонниц, что мечтает о создании крепкой и дружной семьи.
Пережив юношеский роман с Мари, Дюма хотел успокоения
и надёжности. Когда Александру исполнилось двадцать девять лет, он познакомился
с русской княгиней Надеждой Нарышкиной. Роман, который затянулся на долгие
пятнадцать лет, был мучительным и трудным. Зеленоглазая красавица Надин, так
звал новую подругу писатель, была замужем за старым князем Нарышкиным, за
которого юную девушку выдали без её согласия. Пылкая, эмоциональная и
страстная, Надежда желала любви и уехала за ней в Париж. Там она вместе с
подругами организовала салон, куда приглашала самых известных мужчин
французской столицы: художников, музыкантов, литераторов. Дюма-сын вскоре стал
любовником 26-летней иностранки. В 1853 году они стали жить вместе, и,
казалось, к писателю пришло долгожданное успокоение. Он желал жениться на
Нарышкиной, однако старый князь развода не давал. Спустя семь лет Надин родила
девочку, рождение которой любовники скрывали, а рассказать о дочери Дюма смог
лишь через семь лет, когда в 1864 году умер супруг любовницы, и 31 декабря
Надежда стала его женой.
Родив вторую дочь, Надин изменилась. Её красота
постепенно угасала, характер испортился, а своего мужа она постоянно
подозревала в изменах. Высокий, статный, красивый писатель и в самом деле
безумно нравился женщинам. Он так устал от скандалов супруги и постоянной
ревности, что нередко встречался с поклонницами и иногда влюблялся, черпая в
отношениях с ними новые истории для своих романов.
Жизнь с Надеждой становилась невыносимой. Нарышкина
превратилась в недовольную сварливую супругу, каждый день в слезах упрекала
мужа в неверности и стала настолько неуравновешенной, что вскоре врачи
подтвердили подозрение Александра — его жена страдала тяжёлым душевным недугом.
В 1891 году она ушла от Дюма и поселилась в доме своей дочери. Надин умерла в
начале апреля 1895 года, а спустя несколько месяцев, 27 ноября того же года, не
стало и великого француза.
В конце жизни Александр Дюма-младший с горечью
признавался друзьям, что его брак с русской красавицей оказался самой ужасной
ошибкой, а единственное настоящее чувство, которое он испытал, была юношеская
любовь к прекрасной парижской куртизанке Мари Дюплесси, его порочной «Даме с
камелиями», внутри которой жила чистая и невинная душа. |