Графский род Шереметевых — один из самых знатных и
богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные
деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным,
поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний
театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни
денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский
театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми
актёрами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными
декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково,
отмечали, что размах представлений и профессиональность актёров ничуть не
уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.
Шереметевы считали, что настоящих актёров надо
растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалёва
(1768–1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в
графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Её сразу же отдали на
воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка
получила образование, была обучена вокалу, актёрскому мастерству, игре на арфе
и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и
некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали
известные мастера-актёры, певцы и учителя. Всё чаще они отмечали прекрасные
способности маленькой Параши, прочили ей большое будущее.
В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича
Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751–1809) путешествовал по Европе в
целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он
сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать её по европейским канонам.
Первое, за что взялся молодой человек — это помещения отцовского театра,
которые показались ему старыми и слишком тесными.
Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ,
Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на
бледном личике, а когда познакомится с ней ближе — почувствовал и необычайный
талант маленькой крепостной.
В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из
оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех
зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен
дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на
миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный
псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметевском
театре доставались только юной Параше.
К актёрам Шереметевы относились почтительно и с
уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим
актёрам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что
Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая
жемчужина. Всем актёрам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им
запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а
к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Всё это удивляло знатных
посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной
из самых интересных тем на светских вечерах столицы.
Слухи о шереметевском театре расходились по всем
поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не
попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы
посмотревших очередную постановку.
Старый граф решил построить новое здание театра,
открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда
поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина II. Известный театр,
а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько
поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень.
Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.
30 октября 1788 года умер Пётр Борисович Шереметев.
Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю
Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь
отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и
бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже
по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное
чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актёры теперь обращались
к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.
Вскоре влюблённые и вся труппа театра перебрались в
новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулёз, и врачи
навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли
женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную
своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и
пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимания на наговоры. Он решил
венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника,
которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное
бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были
приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.
Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании
и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днём. 3 февраля 1803 года
Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжёлыми и мучительными, а
ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати.
Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от
матери из опасения, что младенец заразится и умрёт. Около месяца угасала
графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и
когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким
сном.
Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович
решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он
обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и
признать новорождённого наследником семьи Шереметевых. Император дал на это
своё высочайшее согласие.
Любимая жена графа Шереметева скончалась в
петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от
рождения её сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны
никто не пришёл — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В
последний путь Парашу провожали актёры, музыканты театра, слуги поместья,
крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.
Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится
в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.
Все свои личные средства и драгоценности она завещала
осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович
строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал
калекам и обездоленным. В своём московском дворце он основал знаменитую
Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт
скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через
шесть лет после супруги.
В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье
Ивановне: «…Я питал к ней чувствования самые нежные… наблюдал я украшенный
добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии
качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности
рода и избрать её моею супругою…»
|