Только в старости, когда жизнь прожита, по-настоящему
начинаешь ценить радости, подаренные судьбой, равно как и горечи потерь.
Иван БУНИН
Иван Алексеевич Бунин (1870–1953) родился на рассвете
10 (22) октября 1870 года в маленьком русском городе Ельце. Под утренний крик
петухов и в лучах рассветного солнца. Это было необычное осеннее утро, словно
предзнаменование, которое открыло поэту двери в жизнь, полную славы, любви,
отчаяния и одиночества. Жизнь на грани: счастье и горечь, любовь и ненависть,
верность и измены, признание при жизни и унизительная нищета в конце пути. Его
музами были женщины, дарившие ему и восторг, и беды, и разочарования, и
безмерную любовь. И именно от них ушёл творец в мир, многими непонятый,
странный и одинокий. Как-то Бунин заметил в своём дневнике после чтения
Мопассана: «Он единственный, посмевший без конца говорить, что жизнь
человеческая вся под властью жажды женщины».
Четыре женщины были в жизни великого русского
писателя, они оставили в его душе огромный след, они терзали его сердце,
вдохновляли, пробуждали талант и желание творить.
Первой была Варвара Пащенко. На ней Бунин хотел
жениться в 1891 году, в двадцатилетнем возрасте. Варвара работала корректором в
«Орловском вестнике», куда часто заходил молодой автор. В то время, испытав
прелесть первого чувства, Бунин писал: «Если бы ты была со мною! Какими
горячими и нежными ласками я доказал бы тебе это». Варвара была старше и
опытней, но, побоявшись своего отца — известного в городе врача, — она
отказалась обвенчаться с Буниным, хотя и пообещала, что «будет с ним
по-прежнему жить нелегально как жена». Позже открылось, что, продолжая
сожительствовать с Иваном Алексеевичем, неверная женщина тайно встречалась с
богатым помещиком Арсением Бибиковым, за которого и вышла впоследствии замуж.
Бунин так и не узнал, что отец Варвары дал разрешение на их законный брак — она
оставила это в секрете. Любовь и обман, разочарование и муки: трагическая
любовь к Варваре Пащенко подарила миру «Жизнь Арсеньева», а Бунину — первую
любовь — «великое счастье, даже если эта любовь не разделена». После разрыва с
Варварой в 1895 году Иван Алексеевич переехал из Полтавы в Москву.
Через год, в 1896 году, Бунин встретил Анну Цакни —
красавицу греческого происхождения, богатую, артистичную, избалованную мужским
вниманием и восхищением. «Мне самому трогательно вспомнить, — рассказывал он
брату Юлию, — сколько раз я раскрывал ей душу, полную самой хорошей нежности, —
она ничего не чувствует, — кол какой-то… Ни одного моего слова, ни одного моего
мнения ни о чём…» Вскоре они поженились. Говорили тогда же, что некоторый
странный интерес испытывала к зятю мать Анны, но это так и осталось слухами и
домыслами.
Брак развалился через несколько лет из-за
недопонимания супругов, разности взглядов и чуждости душевных переживаний. И
опять Бунин делился с братом: «Описывать свои страдания отказываюсь, да и ни к
чему… Давеча я лежал три часа в степи и рыдал, и кричал, ибо большей муки,
большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды… не
переживал ни один человек… Как люблю её, тебе не представить… Дороже у меня
никого нет». Бунину казалось, что жизнь остановилась и что дальше жить
бессмысленно и нелепо.
Успокоение пришло, когда в 1906 году на жизненном пути
писателя появилась Вера Николаевна Муромцева (1881–1961). Дворянка по
происхождению, выросшая в московской профессорской семье, державшаяся всегда
несколько холодно и спокойно, она стала заботливой и терпеливой женой Бунину и
оставалась таковой до конца его дней.
Бунин и Муромцева познакомились в доме общего друга,
выдающегося русского писателя Бориса Зайцева. Она влюбилась в уже признанного
поэта и прозаика с первого взгляда, называла его ласково Яном, окружила теплом
и заботой. Была ли это страстная любовь со стороны Бунина? Многие считают, что
нет, склоняются к той версии, что Вера Николаевна стала для Ивана Алексеевича
лишь тихой гаванью после двух сильнейших разочарований и непрекращающейся боли
разлук и неудач. Вспоминается ответ писателя на вопрос о том, любит ли он Веру
Николаевну. Бунин сказал весьма странно: «Любить Веру? Это всё равно, что
любить свою руку или ногу».
Роман этот длился довольно долго. Влюблённые совершили
совместную поездку в Египет, Сирию и Палестину (1907), Бунина избрали почётным
академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909),
потом состоялись совместные поездки в Вену, на юг Франции, в Алжир и Тунис
(1910), на Цейлон (1911), на Капри (1912), по Волге (1914). Революцию Бунин не
принял, назвав её «кровавым безумием» и «повальным сумасшествием». Иван Алексеевич
и Муромцева уехали в Одессу, почти два года жили в Одессе, а в январе 1920 года
эмигрировали на пароходе «Спарта» в Константинополь, откуда позже перебрались
во Францию, с которой была связана вся дальнейшая жизнь писателя. Большую часть
эмигрантских лет семья Буниных провела в Грассе недалеко от Ниццы (Южная
Франция).
Все эти годы Иван Алексеевич и Муромцева предпочитали
не узаконивать свой брак. Обвенчались они только в 1922 году после шестнадцати
лет совместной жизни. Бунин много писал, Вера Николаевна помогала печатать
рукописи, сама публиковала очерки, газетные фельетоны и заметки. Но это было
лишь затишье перед бурей — настоящей, всепоглощающей любовью, подарившей Бунину
огромное счастье, разлуки, мучения и давшей миру множество его великих произведений,
где любовь граничит со смертью, счастье перекликается с горечью, где хочется
смеяться и плакать от боли, и знать, что в мире порока и зла есть чистота и
глубина огромного, искреннего, настоящего чувства.
Эта история началась в Грассе летним днём 1926 года.
Через много лет главная героиня её — Галина Николаевна Кузнецова (1900–1976) —
написала в своём известном всему миру «Грасском дневнике»: «Покинув Россию и
поселившись окончательно во Франции, Бунин часть года жил в Париже, часть — на
юге, в Провансе, который любил горячей любовью. В простом, медленно
разрушавшемся доме на горе над Грассом, бедно обставленном, с трещинами в
шероховатых жёлтых стенах, но с великолепным видом с узкой площадки, похожей на
палубу океанского парохода, откуда видна была вся окрестность на много
километров вокруг с цепью Эстереля и морем на горизонте, Бунины прожили многие
годы. Мне выпало на долю жить с ними всё это время…»
Они встретились на пляже, где их познакомил общий
знакомый Модест Гофман. Она — юная и красивая, немного смущённая, чуть
заикающаяся, с огромными тёмными глазами, в которых отражались беспечность
молодости и мудрость зрелой женщины. Кузнецова была замужем, и, казалось, её
брак был вполне удачным. Бунин — невысокого роста, чуть седой, с утончёнными манерами
и глазами, полными грусти и глубины. Известный писатель, увенчанный множеством
титулов и званий. Она не могла его не полюбить. А он, предавшись искушению
возвращения уходящей молодости, взял её за руку, чтобы не отпускать долгих
пятнадцать лет. Он забыл обо всех неудачах, о тех обманах и муках, которые
причинили ему бывшие жёны. Но он не вспомнил и о настоящей жене, которая
преданно и самозабвенно шла с ним бок о бок по нелёгкой жизни, о том, как
помогала она ему преодолевать тяжёлые годы эмиграции, бедность, граничившую с
нищетой… Обезумевший от любви, писатель забыл о многолетней верности, заботе и
доброте не способной выжить без него женщины.
Бунин повёл девицу за руку в маленький ресторанчик на
берегу моря. Они знали, что утром весь провинциальный городок заговорит об этой
вечеринке, где они танцевали и смеялись, пили вино и смотрели друг на друга
так, как могут смотреть только двое, переполненные счастьем и забывшие обо всём
на свете. На следующее утро Галина сообщила мужу, что их брак отныне расторгнут,
а она остаётся жить в доме Бунина. Ей тогда было всего двадцать пять, ему — уже
далеко за пятьдесят.
По городку стремительно расползались слухи о безумном
романе Ивана Бунина и молодой Галины Кузнецовой. Слухи дошли и до литературного
Парижа, что явилось главной новостью того лета. Муромцева-Бунина долго не могла
прийти в себя после случившегося. Она сходила с ума от измены мужа, но
влюблённый писатель сумел убедить её, что все слухи — лишь вздор и наговоры, а
Галина — начинающая поэтесса и писательница, которая некоторое время должна
пожить в их доме, чтобы взять уроки писательского мастерства. И Вера Николаевна
поверила. Так, как может поверить только женщина, которая живёт лишь жизнью
мужа, которая боготворит его и преклоняется перед своим гением и кумиром. Она
поверила, потому что просто хотела верить. Но уроки затянулись на долгие
пятнадцать лет. Галина стала частью семьи Буниных — «семьи втроём».
Сначала отношения между женщинами были сильно
напряжены. Вера Николаевна считала Галину избалованной юной девочкой, очень
капризной и неприспособленной к быту. Галину, в свою очередь, раздражало то,
что законная жена её кумира никогда не перечила ему, во всём подчинялась и со
всем соглашалась. По мнению Галины, постоянное «соглашательство» Веры Николаевны
растило в Бунине депрессивные настроения и мрачные мысли. Он часто говорил о
смерти, возвеличивал её, а трагический конец его литературных героев становился
главным завершающим аккордом всех бунинских произведений. «Раздражаюсь на В.Н.,
— писала в своих воспоминаниях Галина, — она пугает его беспрестанными советами
лечь, не делать того или другого, говорит с ним преувеличенно,
торжественно-нежным тоном. Он от этого начинает думать, что болен серьёзно».
Вера Николаевна переживала терзания и муки. «Хочется, чтобы
конец жизни шёл под знаком Добра и Веры, — писала она в дневнике. — А мне
душевно сейчас трудно, как никогда. По христианству, надо смириться, а это
трудно, выше сил». Но всё-таки Муромцева-Бунина окончательно свыклась со своим
двойственным, не поддающимся логике положением. Она приняла Галину как мать,
очень полюбила её, и Галина, долгое время насторожённо относившаяся к жене
писателя, вскоре ответила Вере Николаевне тем же. Время стёрло раздражение и
насторожённость. Их примирила сама жизнь: двух счастливых женщин, деливших друг
с другом одного любимого мужчину, и двух несчастных женщин, которые не могли
обладать своим гением полностью. Они подружились. «Я замечала несколько раз, —
вспоминала Галина Кузнецова, — что хуже себя чувствую, когда В.Н. в дурном
состоянии, и веселею, когда оно делается легче». В тоже время Вера Николаевна
записала в своих воспоминаниях о тех днях: «Идя на вокзал, я вдруг поняла, что
не имею права мешать Яну любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в
Боге. Пусть любит Галину — только бы от этой любви было ему сладостно на душе».
Галина и Вера Николаевна часто гуляли вместе, нередко
долго разговаривали ночами, помогали Бунину издавать рукописи, вместе мирились
с нищетой, царившей тогда в их доме. Обе вспоминали потом, что в то время у них
не было даже чернил, а если они и появлялись, их приходилось сильно экономить,
чтобы Бунин мог продолжать писать.
Как отмечают многие исследователи личной жизни
русского классика, отношения между Буниным и Кузнецовой были лишь платоническими,
а все домыслы о бурной интимной жизни — не что иное, как отсвет накала душевных
страстей. Вера Николаевна, однажды назвав грасский дом «Монастырём муз»,
видимо, имела в виду то, что все обитатели в нём так или иначе были связаны с
литературой. Хотя и в другом смысле, возможно, она была недалека от истины,
называя виллу Бельведер «монастырём».
Тем не менее через несколько лет и в этот странный
союз пришли проблемы. Галине хотелось большей свободы, а Бунин её сильно
ограничивал. «Моя частичная эмансипация его (Бунина) раздражает, — замечала в
личном дневнике Галина, — я не успеваю быть одна, гулять одна». Она находилась
под постоянным присмотром писателя. Не могла писать и совершенствовать своё
мастерство, потому что центром внимания являлся Бунин и всё в доме крутилось
вокруг его интересов. «Всё как-то плоско, безнадёжно, — жаловалась Галина, — у
моего письменного стола какой-то запущенный, необитаемый вид».
Кризис в доме нарастал. Все чувствовали себя
несчастными. Галине не хватало свободы. Вера Николаевна, обладая редкой
добротой, хотела видеть всех счастливыми. И лишь иногда, вспоминая о себе,
доверяла свою боль дневнику: «Проснулась с мыслью, что в жизни не бывает
разделённой любви. И вся драма в том, что люди этого не понимают и особенно
страдают».
Тяжёлый характер Бунина являлся причиной ссор и
непонимания. Многие друзья, так любившие ранее бывать в их доме, перестали
навешать виллу в Грассе, на них давила нездоровая атмосфера в доме. Один из
друзей как-то сказал: «Так и чувствуется, что все вы связаны какой-то ниткой,
что всё у вас уже переговорено, что вы страшно устали друг от друга». Тяжёлая
ситуация постоянно осложнялась нехваткой материальных средств. «Ян не может
купить себе тёплого белья, — жаловалась Вера Николаевна, — я большей частью хожу
в Галиных вещах».
Осенью 1933 года в маленькую виллу Бельведер принесли
телеграмму о решении Шведской академии присудить Ивану Алексеевичу Бунину
Нобелевскую премию. 715 тысяч французских франков — такова была сумма премии.
Разумеется, получать её Бунин поехал с обеими женщинами. И первое, что он
сделал в Стокгольме после вручения премии, купил пару новых туфель жене. С
этого дня бедность, казалось, была забыта. Бунин тратил деньги, покупал шубы и
драгоценности жене и Галине, помогал обнищавшим вдали от родины коллегам,
вносил внушительные суммы в различные фонды. Пришла всемирная слава, рядом с
писателем были две любимые женщины: одна — дарившая уют и благополучие, другая
— страсть и музу. Казалось, в жизни воцарились настоящие счастье и покой.
Но вместо счастья эту странную семью постигла беда.
Возвращаясь из Стокгольма, Галина заболела, и было решено, что она останется на
некоторое время в Дрездене, у давнего друга семьи Фёдора Степуна, известного
русского философа. Что точно происходило в доме Степуна, доподлинно неизвестно,
этот эпизод практически не описывается ни в дневниках Галины Кузнецовой, ни в
воспоминаниях Веры Николаевны. Но именно там Галина познакомилась с сестрой
философа Марго Степун, очень странной, волевой и сильной женщиной.
По возвращении Кузнецовой из поездки жизнь в доме
окончательно разладилась. Галина стала странной и задумчивой, но где-то в
глубине её миндалевидных глаз то и дело вспыхивали счастливые огоньки. Вместе с
тем, она отдалялась от Бунина, стала замкнутой и старалась проводить больше
времени в одиночестве. Писала что-то, посылала письма в Германию и каждый день
получала ответные послания из Дрездена. Бунин злился, нервничал, ссорился с
Галиной, пытался вернуть прежние отношения, но у него ничего не получалось.
Любимая женщина отдалялась от него всё сильнее.
В конце мая 1934 года в Грасс приехала Марго Степун.
Было в этой женщине что-то порочное, нездоровое. Она была яркой, но некрасивой,
а мужеподобный голос и резкие манеры делали её до крайности грубой. Галина на
её фоне выглядела робким, беззащитным существом. Она, долгое время молчавшая,
вдруг оживилась и расцвела. Всё время проводила с Марго: подруги гуляли,
ночевали в одной комнате, постоянно уединялись и, казалось, забывали обо всех.
Бунин подшучивал над их неразлучной дружбой, пока однажды его не осенила
ужасная догадка. И с каждым днём она подтверждалась всё сильнее: отношения
женщин были явно противоестественные.
В те дни Вера Николаевна записала в своём дневнике:
«Они сливают свои жизни. И до чего они из разных миров, но это залог крепости:
пребывание Гали в нашем доме было от лукавого».
Разрыв с Кузнецовой оказался для писателя настоящим
ударом, причём с той стороны, откуда удара он совсем не ожидал. Бунин был
взбешён и одновременно пришёл в крайнее отчаяние. Он переживал сильно и
глубоко. К тому же положение всё более усугублялось тем, что Кузнецова и Степун
продолжали жить на грасской вилле!
Через два года от растраченной Нобелевской премии не
осталось ни копейки, и дом опять погрузился в нищету. Восемь лет Кузнецова и
Степун оставались на попечении у Бунина, и жизнь его превратилась в ад. Больной
и стареющий, он закрывался в своей комнатке и писал, писал до рассвета, будучи
при этом на грани сумасшествия, отчаяния, невыносимой горечи обиды и боли.
Тогда были написаны тридцать восемь новелл, которые впоследствии вошли в
сборник «Тёмные аллеи».
Бунин так и не понял и не простил Кузнецову: «Что
вышло из Галины! Какая тупость, какое бездушие, какая бессмысленная жизнь!»
Кузнецова и Степун покинули грасскую виллу только в
1942 году, а в 1949 году они переехали в США, работали в издательстве ООН,
откуда в 1959 году были переведены в Женеву.
Последние годы жизни Ивана Бунина прошли в тяжёлых
болезнях и нищете. Он стал озлобленным, агрессивным, публиковал очень едкие и
полные злобы «Воспоминания», где с желчью и ехидством отзывался о Блоке,
Горьком, Есенине. Писатель возненавидел весь мир, и отчаяние превратило его в
жалкого и нищего старика. И всё-таки всю жизнь Иван Алексеевич возвеличивал
любовь! Он описывал трагичность человеческой жизни и сам закончил её трагедией,
в которой переплелись любовь и ненависть, победы и поражения, взлёты и падения,
и ещё — любимые женщины, которым писатель посвятил и свои рассказы, и свою
жизнь — жизнь гения.
В 1953 году Бунина не стало. Он умер тихо и спокойно,
во сне. Его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, под Парижем.
Через восемь лет в 1961 году умерла и Вера Николаевна
Бунина-Муромцева. По её завещанию похоронена она была в ногах любимого мужа.
Галина Кузнецова пережила Бунина на двадцать три года
и умерла в Мюнхене. Она оставила известный миру дневник о любви и жизни с
великим русским писателем. «Грасский дневник» Галины Кузнецовой вышел в 1967
году в Германии. Там рассказано об обитателях виллы Бельведер, раскрыты многие
тайны, но и загаданы новые загадки, которые уже никогда не найдут своего
решения и навсегда останутся в старом доме в маленьком провансальском городке
Грасс. «Воспоминания — нечто страшное, что дано человеку словно в наказание…» —
однажды сказал Бунин.
Только смерть разлучила Галину Кузнецову с Марго,
умершей на пять лет раньше подруги. Останки Галины Николаевны похоронили в
общей могиле брата и сестры Степун. Некому было продлить срок аренды на
могильную землю, и в 1990-х годах захоронение было уничтожено.
|