АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА К‑278 «КОМСОМОЛЕЦ» (продолжение)
Помогали
друг другу, но сил у всех было мало. Пока ждали плавбазу, держались, кто как
мог. Андрей Зайцев висел на борту спасательного плота, и когда руки онемели,
вцепился зубами в чью‑то шинель… Наконец дождались плавбазы. Я, как ее увидел
на горизонте, сразу отключился. Как рыбаки подошли, как нас поднимали на борт —
не помню.
Пришел
в себя уже на «Хлобыстове». На мне было пять одеял и три грелки. Нас
отогревали, растирали, отпаивали французским коньяком. Принесли горячий суп, но
я отказался: тело согрелось, но руки тряслись так, что не мог ложкой в рот
попасть. Сестра посмотрела на мои мучения и убежала куда‑то. Принесла банку
сгущенки с двумя дырками в крышке: на, говорит, может, хоть этого поешь. Потом
народ немного отоспался, начал ходить. Трое — Нежутин, Молчанов и Грундуль —
вышли покурить и после умерли. Потом врачи установили, что из‑за сильного
переохлаждения в их организмах произошли необратимые изменения.
На
«Хлобыстове», а потом на «Кирове» долго уточняли списки погибших. Были
недоразумения, как, например, с Игорем Калининым, которого причислили к
погибшим. Калинин во время эвакуации с лодки поднялся наверх в одном свитере.
Все документы он отдал Мише Смирнову на сохранение. Смирнов погиб в море. Когда
его тело подняли на плавбазу, нашли в кармане документы и по радио сообщили в
штаб флота: Калинин погиб. А его мать в это время работала в Североморске во
флотском гидрометцентре. Случайно поймала по радиосвязи переговоры плавбазы со
штабом. И почти сутки считала сына погибшим…»
27
спасенных моряков находились на излечении в военно‑морском госпитале Северного
флота, в морге — 19 погибших от переохлаждения, травм и разрыва сердца парней.
Не всем морякам удалось выжить.
В
каком состоянии находились советские подводники, доставленные в Североморск с
места катастрофы? Вот что рассказал главный терапевт Вооруженных Сил СССР,
генерал‑майор медицинской службы профессор В. Ивашкин:
«Сразу
же, как только члены команды были подняты на борт плавбазы „Алексей Хлобыстов",
судовые врачи начали борьбу за спасение моряков, десять из которых были без
признаков жизни. Троих спасти не удалось, хотя квалифицированные медики,
доставленные к месту происшествия на крейсере „Киров", сделали все возможное.
На пути к Североморску мы использовали все медицинские средства, пригодные в
такой ситуации. Произвели тщательное растирание. Моряки были помещены в теплые
ванны. Врачи вели круглосуточное дежурство.
Состояние
троих моряков было средней тяжести. Они прошли курс лечения в палате
интенсивной терапии. Состояние остальных 24 членов команды вполне
удовлетворительное. Все ребята прошли тщательное медикаментозное,
психотерапевтическое, рефлексотерапевтическое лечение. Лишь у одного из
пострадавших был обнаружен легкий ожог».
Военные
медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были
потрясены стойкостью команды. Они восхищались такими людьми, как матрос Юрий
Козлов и мичман Семен Григорян, капитан‑лейтенант Александр Верезгов и старший
матрос Артур Савин… Уму непостижимо, как им удалось провести почти полтора часа
в ледяной воде!
Работа
правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы на «Комсомольце»
под председательством секретаря ЦК КПСС Олега Бакланова в течение года выявила
клубок нерешенных проблем в теоретическом, технологическом, конструктивном и
информационном обеспечении живучести корабля, прежде всего его
взрывопожаробезопасности, остойчивости и непотопляемости.
Комиссией
было установлено, что пожар, возникший в концевом седьмом отсеке лодки из‑за
возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих
отделочных материалов. В течение двух‑трех минут температура в отсеке достигла
почти 1000 градусов, что в силу конструктивных недостатков привело к
разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек
воздуха под большим давлением увеличило интенсивность пожара, ликвидировать
который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции
корабля и средств борьбы с пожаром не позволила экипажу эффективно
противостоять нарастающей аварии.
За
первые 30 минут развития аварийной ситуации вышли из строя управление рулями и
связь между отсеками, стало невозможным дистанционное управление
общекорабельными системами кормовых отсеков, прекратила работу главная
энергетическая установка, развился пожар в шестом и возникли местные возгорания
в пятом, четвертом и третьем отсеках, почти во всех отсеках содержание окиси
углерода намного превысило предельно допустимую норму. Кроме того, сильный жар
вызвал потерю герметичности ряда систем и устройства седьмого и шестого отсеков
и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению
забортной воды в кормовые балластные цистерны и внутрь прочного корпуса
подводной лодки. Из‑за этого она в 17 часов 08 минут затонула на глубине 1685
метров в 106 милях к юго‑западу от острова Медвежий, исчерпав запас плавучести.
Между
тем расследование по уголовному делу, возбужденному Главной военной
прокуратурой, было крайне затруднено, поскольку субмарина находится в
Норвежском море на глубине 1655 метров. Ее подъем и обследование сейчас
невозможны. Во‑первых, стоимость подъема лодки со дна Норвежского моря
оценивается различными источниками от 300 миллионов до 2 миллиардов долларов.
Во‑вторых, подъем «Комсомольца» не поможет установить причину пожара, так как
седьмой отсек представляет собой остывшую доменную печь, где все спеклось в
один ком. В‑третьих, регулярное обследование лодки с помощью глубоководных
аппаратов «Мир» показывает, что ее титановый корпус имеет большие трещины,
возникшие от детонации торпед с обычным ВВ. При попытке подъема «Комсомольца»
корпус его переломится и станет возможен самозапуск ядерного реактора. Тогда
фактическая опасность лодки для всего живого возрастет в сотни раз. С этим
выводом согласен генеральный директор ЦКБ «Рубин» (где она создавалась) академик
Игорь Спасский. В‑четвертых, радиационная обстановка вокруг «Комсомольца» пока
спокойная. В маловероятной ситуации удачного подъема лодки потребуется сложная,
длительная и опасная буксировка ее в Белое море. В этом случае будут загрязнены
радиацией Норвежское, Баренцево, Карское и особенно Белое моря. В‑пятых, самое
страшное начнется тогда, когда этот радиоактивный хлам приведут в Северодвинск.
Там уже стоят около 100 ПЛА, выведенных из боевого состава Северного флота,
которые ждут утилизации. На утилизацию «Комсомольца» уйдут все скудные
средства, которые потребовались бы для этих ПЛА за несколько лет.
Поэтому
вполне обоснованным является вариант, предложенный вице‑адмиралом, доктором
технических наук Тенгизом Борисовым еще в 1991 году, — способ консервации
«Комсомольца» на грунте — там, где он лежит сейчас. Поставленные во время
одного из первых обследовании лодки (с помощью аппаратов «Мир») титановые
заглушки на торпедные аппараты, где лежат две торпеды с ядерными боеголовками,
значительна уменьшили вымывание оружейного плутония из них. Далее отсеки ПЛА
должны быть заполнены по трубопроводам с поверхности жидким спецсоставом,
который при соприкосновении с морской водой кристаллизируется и затвердевает,
изолируя все, что находится внутри лодки, от внешней среды.
В
итоге следствие было приостановлено 26 января 1998 года в связи с
«неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», и тем,
что «установить истинные причины пожара и затопления до подъема подводной лодки
и ее осмотра не представляется возможным».