Разнообразна
и
своенравна природа Мексики и Центральной Америки. Советский историк
В.М.
Полевой писал о ней: «Полные удушающих испарений джунгли, выжженные
солнцем
каменистые нагорья, где днем палит зной, а ночью замерзает вода… Грозные
вулканы, частые разрушительные землетрясения, хищные звери и ядовитые
змеи –
такова была среда, в которой вынуждены были жить индейцы».
Кроме
того, им приходилось постоянно бороться с последствиями засух, наводнений,
вулканических извержений и губительных эпидемий. Это, конечно же, нашло свое
отражение в их мифах и преданиях. К сожалению, до нашего времени их дошло очень
мало.
Один
из мифов горных майя повествует о том, что творцами мира были богиня Тепев и
боги Кукумац и Хуракан. Они создали землю, горы, долины, растения и животных.
Потом они попытались изготовить человека из глины, но их творение расплывалось,
совсем не могло двигаться, и рассерженные боги уничтожили его.
После
глиняных боги сделали людей из дерева, но они оказались непочтительными и непослушными.
Тогда разгневанные боги вызвали потоп, в результате которого погибло почти все
человечество, а уцелевшие люди превратились в маленьких обезьян. Только
постепенно они обрели рассудок и речь.
Мексиканские
мифы рассказывают, что после потопа сохранились только один мужчина по имени
Кокс‑Кокс (другие называют его Теоципактли), и одна женщина по имени
Ксочикетцал. Они спаслись в челноке и впоследствии высадились на горе
Колгуакаи, где у них родилось очень много детей. Все дети были немыми от
рождения, но прилетел голубь с высокого дерева и наделил их языками, столь
различными, что они совсем не могли понимать друг друга.
Легенды
индейцев о потопах (землетрясениях и т. д.) – это своего рода историческая
память о реальных стихийных бедствиях, постигших в разное время отдельные
племена и целые народы доколумбовой Америки.
В
последние десятилетия археологические раскопки в Сальвадоре велись в долине
реки Рио‑Пас. Здесь находится Чальчуапа – один из древнейших (и крупнейших!)
памятников истории древних майя. В древности Чальчуапа была большим и
процветающим поселением горных племен майя, их политическим, ритуальным и
ремесленно‑торговым центром. Однако сейчас на этой территории остались лишь
кучи хозяйственного мусора, огромное скопление оплывших холмов из земли и глины
да обломки причудливых каменных скульптур.
Раскопки
вскрыли в центре Чальчуапы остатки величественных каменных храмов, которые
стояли на плоских вершинах ступенчатых пирамид. У их подножий найдены ряды стел
и алтарей с рельефными изображениями и иероглифами. Большая территория,
довольно значительное число жителей, монументальная каменная архитектура
зданий, развитое искусство, письменность и календарь – все приближало Чальчуапу
к статусу подлинного города. И было это в конце первого тысячелетия до
н. э., задолго до появления городов майя в других районах.
Горные
племена майя, казалось, вот‑вот должны были вступить в эру государственности и
цивилизации. Но на юго‑восток страны вдруг обрушилось ужасное стихийное
бедствие – извержение вулкана.
Чальчуапа
погибла внезапно. Мощные слои белого вулканического пепла, словно саваном,
окутали дома и святилища. Многие пирамиды и храмы так и остались
недостроенными. Жители спешно оставляли свои дома, спасаясь от разбушевавшейся
стихии. Последствия этой страшной катастрофы давали о себе знать в течение
очень долгого времени, жизнь в Чальчуапе возобновилась лишь через несколько
столетий.
Геологи
ФРГ и США установили, что трагедию в Чальчуапу принес вулкан Илопанго,
расположенный в 75 километрах к востоку от города. Извержение его протекало в
три этапа. Сначала из туч выпадали довольно крупные частицы пемзы. Они покрыли
все пространство тонким слоем (до двух сантиметров) в радиусе пятидесяти
километров, а у подножия самого вулкана высота слоя достигала сорока сантиметров.
Затем
начал интенсивно падать пепел, а мощные потоки раскаленных газов, пепла и пемзы
катились по склонам гор. Они сжигали на своем пути посевы, погребали леса и
целые селения. Даже и сейчас на площади радиусом до 77 километров виден слой
пепла толщиной до двадцати сантиметров.
Довершили
опустошение территории, прилегающей к вулкану, новые выбросы газов и пепла.
Толщина отложений белого пепла в среднем достигала полутора метров, а вблизи
вулкана от девяти до пятидесяти метров!
За
один день край с буйной тропической растительностью превратился в белую
пустыню. Однако жителей Чальчуапы не постигла участь Помпей. Многие из них,
вероятно, спаслись, но около тридцати тысяч человек в одно мгновение потеряли
все средства к существованию. Как мог после такой ужасной катастрофы земледелец‑майя
возделывать поля, если кругом лежал слой пепла толщиной в двадцать сантиметров?
А что у него были за орудия труда – каменные топоры и палка с заостренным
концом?
Чтобы
избежать неминуемой голодной смерти, майя просто вынуждены были покинуть свои
родные места и искать спасения в соседних областях – не пострадавших. Часть
горных майя переселилась на север, и именно с этих времен в низменной лесной
зоне (например, в Гватемале) внезапно произошли удивительные изменения. Ученые
предполагают, что именно это переселение стало причиной, ускорившей
формирование классической цивилизации майя.
Но
постепенно жизнь возвращалась и в опустошенные извержением Илопанго земли.
Дожди размыли и переотложили белый пепел, постепенно восстановилось и
плодородие почвы. Через вулканический пепел из земли пробивалась первая робкая
растительность – мхи, травы, кустарники и низкорослые деревья.
Но
люди здесь поселились только к пятому веку нашей эры. Это были группы майя‑чорти.
Они обосновались сначала в Серене – долине Сапотитан (западный Сальвадор),
неподалеку от Чальчуапы, и стали выращивать на своих полях главным образом маис
и бобы. Но Серен как раз и постигла участь Помпей.
Археологи
пока раскопали только один большой многокомнатный дом и «рабочую платформу»,
расположенную неподалеку от него. Обе постройки были сложены из дерева и
обожженной глины. Столбы‑опоры несли на себе высокую крышу из пальмовых
листьев. В доме найдено много глиняных сосудов, в одном даже уцелели фасолевые
бобы.
На
«рабочей платформе» нашли различные каменные орудия со следами обработки.
Ученые предполагают, что это могла быть мастерская по изготовлению инструментов
и оружия.
Рядом
с домом исследователи обнаружили небольшое поле, возделанное и засеянное маисом
еще в древности. На удивление, оно прекрасно сохранилось. Маис был посажен
параллельными грядками на расстоянии в 50 сантиметров друг от друга. Ростки
достигли уже высоты пяти–десяти сантиметров.
В
VI веке нашей эры произошло извержение вулкана Лагуна‑Кальдера. Судя по величине
маисовых ростков, ученые предположили, что землетрясение произошло либо в мае,
либо в начале июня. Пострадала относительно небольшая территория в несколько
квадратных километров. Однако поселок Серен находился как раз на пути
смертоносного газово‑пепельного потока и был им мгновенно уничтожен. Скорее
всего не удалось спастись ни одному жителю. Катастрофа застала людей врасплох.
Они были как бы заблокированы в своих жилищах массами пепла и грязи и
задохнулись от раскаленных газов.
Те
самые силы природы, которые уничтожили поселок, до наших дней сохранили этот
поистине уникальный (в археологическом отношении) объект. В одной из комнат
раскопанного дома в беспорядке лежала груда человеческих скелетов – мужчин,
женщин и детей. Люди жили в этом большом доме, когда их настигла плотная стена
вулканического пепла. Она накрыла и «законсервировала» и эти скорбные останки,
и полусгоревшее строение, и маисовое поле.