«Здесь
бесследно исчезло множество кораблей и самолетов – большинство из них после 45‑го
года. Здесь же в течение последних 26 лет погибло более тысячи человек. Однако
при поисках не удалось обнаружить ни одного трупа или обломка». Этими жуткими
словами начинается описание таинственного Бермудского треугольника у
американского писателя Ч. Берлитца.
Но
несколько лет назад (и это, может быть, единственный случай) в двадцати
километрах от побережья Флориды на глубине 250 метров были обнаружены останки
самолетов американских военно‑воздушных сил. Наконец‑то прояснилась судьба пяти
бомбардировщиков‑торпедоносцев типа «Эвенджер», которые бесследно исчезли 5
декабря 1945 года.
В
этот день погода была просто восхитительной, и вообще был обычный день для
американских ВВС, базирующихся во Флориде. В то время на службе там состояло
много пилотов, получивших боевой опыт, поэтому чрезвычайные происшествия в
воздухе случались редко. Опытным командиром, налетавшим более 2500 часов, был и
лейтенант Чарльз Тейлор. Вполне можно было положиться и на остальных членов его
19‑го звена, многие из которых были старше Тейлора по званию.
«Эвенджеры»
были оснащены по последнему слову техники того времени, да и задание на этот
раз они получили не слишком сложное: выйти прямым курсом на Чикен‑Шоал,
находящийся севернее острова Бимини. Это был обычный патрульный полет вдоль
восточного побережья Флориды – 160 миль на север и возвращение на базу.
Расчетная продолжительность такого полета не превышала двух часов. Перед
обычными тренировочными учениями боевые летчики шутили и веселились, лишь один
из них почувствовал что‑то неладное на душе и на свой страх и риск остался на
земле…
Пятого
декабря 1945 года в 14.10 по местному времени пять трехместных самолетов
«Эвенджер» («Мститель») с четырнадцатью летчиками (вместо пятнадцати) с ревом
промчались по взлетной полосе авиабазы в Форт‑Лодердейле и поднялись в воздух.
Перед
вылетом, как и полагалось, машины прошли тщательный осмотр, баки их были
заправлены полным запасом горючего, рассчитанным на 5,5 часов. Все приборы и
все навигационное оборудование находились в полной исправности.
Каждый
самолет был оснащен 10‑канальной радиостанцией, у каждого был радиокомпас,
позволяющий в любое время безошибочно определить направление. На борту
«Эвенджеров» имелись спасательные средства – резиновые лодки и плоты, которые
автоматически надувались при соприкосновении с водой. Кроме того, на каждом из
летчиков был надет спасательный жилет.
В
15.15 командир эскадрильи лейтенант Чарльз Тейлор установил с центром
управления первый радиоконтакт. Согласно расчетам, именно в это время он должен
был обратиться за разрешением произвести посадку. Но вместо обычного вопроса
операторы приняли тревожное сообщение: «У нас аварийная обстановка. Наверное,
сбились с курса. Не видим Землю».
В
ответ на эти слова из центра управления последовал приказ: «Сообщите свое
местонахождение!».
– Не
в состоянии его определить, – отвечал лейтенант. – Где находимся – не
знаем! Похоже, что заблудились.
Служащие
в центре управления были просто ошеломлены. В микрофон говорил словно не
опытный пилот, а растерявшийся новичок, не имевший ни малейшего представления о
навигации над морем. Можно ли было всему этому верить? Ведь полет проходил в
отличных условиях.
И
тогда с земли был отдан приказ: «Направляйтесь строго на запад!». Мимо длинного
побережья Флориды самолеты уж никак не проскочат. Но…
После
этого радиосвязь надолго прервалась. Когда же Тейлор вновь отозвался, в его
голосе слышался неподдельный страх: «Не знаем, где запад… Все сейчас выглядит
не так, совсем по‑другому… Очень странно! Мы совершенно потеряли ориентацию.
Даже океан выглядит не так, как обычно!».
В
центре управления все пребывали в полной растерянности. Ведь даже если бы
магнитная буря вывела из строя все имеющиеся на самолетах радиокомпасы, пилоты
все равно могли бы легко найти дорогу на базу. Следовало только держать курс
строго на солнце, которое уже склонялось к горизонту. Но из переговоров
летчиков между собой было ясно, что они потеряли… солнце!
После
16.00 лейтенант Тейлор (будучи, видимо, полностью деморализован таинственностью
происходящего) передал свои командирские полномочия одному из пилотов. Через
полчаса новый командир вышел на связь. В 16.45 от эскадрильи пришло странное
донесение:
– По‑прежнему
не можем точно определить, где находимся. Очевидно, в 225 милях на северо‑восток
от базы. Наверное, мы находимся над Мексиканским заливом».
И
после этих слов наступила пронзительная тишина. Наземный диспетчер Дон Пул
решил, что летчики или сконфужены, или сошли с ума: указанное ими место
находилось в совершенно противоположной стороне горизонта!
В
17.00 стало ясно, что пилоты на грани нервного срыва, кто‑то из них кричал в
эфир: «Черт побери, если бы полетели на запад, то попали бы домой!». Затем
голос Тейлора: «Наш дом – на северо‑востоке…».
Триста
самолетов и 21 судно обшарили каждый квадрат, но ни море, ни воздух, ни леса на
материке ни слова не сказали о том, куда дело патрульное звено. Не удалось
обнаружить даже малейших следов пропавших.
В
район предполагаемого местонахождения пропавшей эскадрильи срочно была
направлена большая «летающая лодка» «Мартин Маринер» с тринадцатью членами
экипажа. Она предназначалась специально для спасательных работ и могла
совершать посадку даже на штормовое море.
Спустя
некоторое время, она передала на командный пункт несколько обычных
радиосообщений. Из них было выяснено, что гидросамолет находится где‑то совсем
рядом с пропавшими. А затем эфир смолк. Отчаянные попытки операторов установить
с ним связь были тщетны.
В
19.04 диспетчерский пункт в Майами зафиксировал едва слышимые сигналы‑позывные
19‑го звена, которыми никто, кроме них, не мог воспользоваться. Они были
приняты через два часа после того, как у «Эвенджеров» по расчетам специалистов
горючее должно было кончиться!
Эксперты
пребывали в полном недоумении: куда в таком ограниченном районе могли исчезнуть
шесть самолетов с 27 летчиками на борту? Вопрос этот многих ставил в тупик, и
многие пытались разрешить эту загадку.
Известно,
что самолеты «Эвенджер», даже полностью израсходовав топливо, способны были
довольно длительное время продержаться на воде. Этого времени было бы вполне
достаточно, чтобы эвакуировать все экипажи на спасательных средствах. Кроме
того, летчики прошли курс выживания в аварийных условиях и имели специальное
снаряжение для таких условий.
А
куда делась «летающая лодка» «Мартин Маринер», которая и с пустыми баками могла
держаться на плаву сколько угодно? Последние слова радиста с этого
гидросамолета были «о сильном ветре на высоте 180 метров». Почему ни один из
самолетов, на которых была исправная радиоаппаратура, не передал сигналы
бедствия?
В
США была создана специальная комиссия, но никто из ее членов так и не мог
высказать сколько‑нибудь достоверную версию. Один из специалистов в отчаянии
даже заявил: «Можно подумать, что исчезнувшие пилоты улетели на Марс. Никто,
черт побери, не знает, что же там произошло».
Комиссии
пришлось завершить свою работу ни с чем. И до сих пор целый ряд вопросов так и
остается нерешенным. Например, почему океан казался летчикам «странным», а
солнца они вообще не видели? Почему показания компасов были ошибочными? Почему
не обнаружено никаких следов катастрофы? И КТО ЖЕ ПЕРЕДАЛ ПОСЛЕДНИЕ СЛАБЫЕ
ПОЗЫВНЫЕ?