Шведский
морской паром затонул в результате пожара в проливе Скагеррак. Погибло 158
человек.
Скандинавы
умеют не только хорошо работать, но и красиво отдыхать. Не стал исключением и
вечер в пятницу 6 апреля 1990 года, когда сотни норвежцев решили из Осло
отправиться в Данию, чтобы провести там пасхальные праздники. На судне
находились 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Среди пассажиров было много
детей и людей пожилого возраста. Взрослые были не прочь провести уик‑энд на
борту парома, подышать морским воздухом, испытать счастье в казино и — что
греха таить — вкусить дешевой круизной выпивки в барах «Скандинавиан стар». Все
шло по заведенному распорядку.
Когда
на корабле воцарилась ночная тишина, внезапно вспыхнул пожар. Возник один очаг,
затем второй, третий…
«Скандинавиан
стар», совершавший рейс между норвежской столицей и датским городом
Фредериксхавн, находился в это время в проливе Скагеррак. Клубы дыма окутали
лайнер. Удушливые газы проникли во внутренние помещения, угрожая жизни людей.
Пламя
пытались сбить, но оно быстро распространилось, и в 2 часа 27 минут капитан
радировал по обычному (!) каналу, что пассажиры переходят в шлюпки. Сигнал SOS
на аварийных частотах передан не был, а координаты корабля были сообщены
ошибочные. Поэтому паром, находившийся уже в норвежских водах пролива
Скагеррак, начали искать не вертолеты береговой охраны Швеции, а торпедный
катер ВМС Норвегии. Впрочем, просчет был «пустяковым» — благоприятная погода,
отлаженные контакты спасателей и интенсивное судоходство в этих водах позволили
быстро развернуть десятки судов и вертолетов для помощи «Скандинавиан стар».
Первым
на место бедствия прибыло норвежское судно «Стена сага». К тому времени сотни
людей уже покинули паром и находились на спасательных плотах и шлюпках. Затем
подошли и другие суда. Благодаря оперативно оказанной помощи уже в течение
первого часа удалось эвакуировать более 300 человек. В эвакуации людей принимал
участие и советский теплоход «Фрицис Розинь». Пострадавшие были доставлены в
больницы и гостиницы Дании и Швеции.
Днем
скорби для многих семей в Скандинавии стало воскресенье 8 апреля. Пожар,
продолжавший бушевать на борту датского парома «Скандинавиан стар», который
накануне был отбуксирован в шведский порт Люсечиль, лишил последней надежды
обнаружить в живых кого‑либо из десятков пассажиров, оказавшихся блокированными
на нижних палубах судна.
Лишь
к вечеру, когда аварийным службам наконец удалось справиться с огнем,
спасательные отряды смогли проникнуть в недосягаемые до этого отсеки парома.
«Мы обнаружили погибших в коридорах и каютах, даже в машинах автомобильной
палубы», — сказал руководитель подразделения пожарных Конни Энглунд. По
словам одного из участников спасательной операции — пожарного с десятилетним
стажем, увиденное на борту парома явилось самым тяжелым потрясением в жизни».
Из
отбуксированного в шведский порт Люсечиль на западном побережье Швеции
догоравшего парома извлекли около сотни трупов. Некоторых пассажиров просто не
удалось опознать — они сгорели почти дотла. Сразу точная цифра погибших не была
названа, так как на паромном терминале в Осло и в конторе судовладельцев списка
пассажиров не нашли — почему‑то отказал компьютер…
Ранее
в Люсечиль были доставлены 52 человека, спасенных советским теплоходом «Фрицис
Розинь», который немедленно направился в район катастрофы, приняв сигнал
бедствия. Всего в ходе спасательных операций, в которых участвовали также
корабли и вертолеты Дании, Норвегии и Швеции, спасен 321 человек из находившихся
на борту парома 372 пассажиров и 94 членов команды.
Спасатели
обнаружили тела 110 погибших. Неизвестной оставалось судьба 35 человек, которые
оказались блокированными в каютах, расположенных под автомобильной палубой.
По
мере поступления дополнительных данных о масштабах катастрофы — одной из
крупнейших в этих водах за многие десятилетия — очевидными, по мнению
специалистов, стали серьезные нарушения правил безопасности на потерпевшем
бедствие судне. «Скандинавиан стар» был построен во Франции в 1971 году и
долгое время обслуживал рейсы между Флоридой и Багамскими островами. Судно,
зафрахтованное датской компанией «Денолайнс», лишь недавно было переведено на
линию Осло — Фредериксхавн. Это был его шестой рейс по данному маршруту.
Оказалось,
что он, приступив за 4 дня (!) до этого к работе на линии Осло — Фредериксхавн,
не прошел контроля ни норвежской, ни датской морской инспекции. Основанием для
допуска к пассажирским перевозкам послужило заключение властей Багамских
островов, где и приписан «для удобства» корабль. Еще за несколько дней до
катастрофы им владела другая фирма, а до нее он успел сменить название и
побывать объектом еще множества сделок. «Удобный флаг» позволял избегать
контроля налоговых, морских, профсоюзных и иных организаций в тех странах Америки
и Европы, где курсировал построенный во Франции паром.
Последствия
хитроумных махинаций не заставили себя ждать: команда оказалась не в состоянии
не только остановить огонь, но и включить систему пожарного оповещения
пассажиров. Удивляться не приходится: спешно набранный гонконгским посредником
плавсостав (в основном португальцы и филиппинцы) за несколько дней нахождения
на борту не успел толком сработаться и ознакомиться с гигантским судном, не
провел ни одной учебной тревоги. Хотя большинство пассажиров были норвежцами,
на родном для них языке из обслуживающего персонала (не считая капитана и
нескольких офицеров) говорил только… вьетнамец, руководивший официантами.
«Новобранцы» не знали точно, кто их работодатель, а о коллективных договорах
речь вообще не шла. Судовладельцы даже не знали точную численность своих
работников — 91 или 94?
Некоторые
из норвежских туристов спали прямо в своих машинах на автомобильной палубе,
откуда быстрая эвакуация затруднена. По свидетельству очевидцев, пожарная
сигнализация в некоторых отсеках судна не сработала. Масштабы трагедии
предопределило, как считают, и то обстоятельство, что «языковой барьер» лишил
команду, состоявшую в основном из португальцев и филиппинцев, возможности дать
необходимые инструкции пассажирам в момент бедствия. Неисправными оказались и
некоторые спасательные шлюпки.
Возможной
причиной случившегося пожара, по мнению капитана «Скандинавиан стар», был
поджог, поскольку два очага пожара возникли на палубе с интервалом в 15 минут.
Полиция тут же приступила к розыску возможного злоумышленника.
Премьер‑министр
Швеции Ингвар Карлссон в телеграммах, направленных главам правительств Дании и
Норвегии, выразил соболезнование родственникам погибших. Пожар на борту
«Скандинавиан стар» — трагедия, глубоко потрясшая граждан Европы, говорится в
послании.
В
связи с гибелью людей в Норвегии был объявлен двухдневный траур.