О
природе лондонских туманов хорошо известно еще из школьных учебников географии.
Особенно досаждали они жителям английской столицы в 1950‑е годы, когда в стране
повсеместно существовало печное отопление. Дымили трубы фабрик, заводов, жилых
домов. И в осеннее время теплый влажный воздух Темзы, смешиваясь с бензиновыми
выхлопами от автомобилей, с дымом фабричных труб и угарным газом от топившихся
домашних печей, превращался в невообразимо плотную серую и вонючую смесь,
которая опускалась тяжелым покрывалом на улицы. Бичом Лондона (как и ряда
других городов Америки, Европы и Азии) стал так называемый смог – ядовитая
смесь дыма и газовых отходов химических предприятий с туманом. Люди кашляли,
подносили ко рту платки, проклинали туман. Тогда еще мало кто предполагал,
какую опасность для здоровья жителей таил в себе этот смог.
Первые
катастрофические случаи отравления людей смогом были отмечены в Бельгии. В
результате чрезмерного отравления воздуха льежскими заводами в долине Мааса в
декабре 1930 года умерло шестьдесят человек и пострадало более тысячи. В конце
декабря 1948 года в Доноре (Пенсильвания, США) от смога пострадало более двух
тысяч человек.
Легкая
дымка тумана, окрашивающая все в блеклые тона, порой придает даже своеобразное
очарование. Но беда, когда осенью или зимой туман сгущается. Поздняя осень,
переходящая в зиму, для жителей столицы Великобритании была сущим кошмаром. На
город опускается густая пелена, тяжелый мглистый воздух затрудняет видимость на
улицах, вползает в помещения общественных зданий – кинотеатры, театры,
рестораны, магазины, клубы, наполняя их вонючим смрадом. Он проникает в дома,
одежда отдает его едким запахом, даже еда приобретает привкус смога.
Именно
в осенние дни, когда вся эта серая масса опускалась на город, начинались
проблемы: снижалась скорость автомобилей, на перекрестках образовывались
автомобильные пробки, с которыми было не совладать и целой армии полицейских‑регулировщиков.
Пешеходы пробираются вдоль стен зданий к ближайшим станциям метро, а
автолюбителям не остается ничего другого, как прикорнуть за рулем в ожидании,
когда туман рассеется. Но очень часто даже сигналящие автомобили наезжали друг
на друга, в условиях плохой видимости сталкивались красные двухэтажные
автобусы, шарахались в разные стороны пешеходы. Сутолока, неразбериха доходили
до паники, и появлялись первые жертвы дорожного движения.
Не
лучше обстояло дело и с поездами, прибывавшими в Лондон. Они пробирались
буквально на ощупь. Включались прожектора, снижалась скорость. А на бегущих
параллельно шоссе машинах также горели автомобильные фары, гудели сирены,
звучали сотни автомобильных сигналов. Та же ситуация была и в порту, куда
прибывали десятки судов.
Но
хуже всего в таких условиях приходилось астматикам и всем тем, кто страдал в
разной форме легочными заболеваниями. Да и здоровые в это время тоже испытывали
недостаток кислорода. Наиболее слабые становились первыми жертвами лондонской
коптильни. С сиреной осторожно ехали по городу кареты «скорой помощи»,
привозившие в больницы кашлявших и задыхавшихся людей.
Что
такое туман? В чем его опасность для человека? Туман образуется в результате
конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных жидких или твердых
частицах, содержащихся в воздухе. Обычно он образуется при температуре более 20
градусов. Но может появляться и при более низких температурах. Видимость при
этом значительно ухудшается и плотность тумана зависит от размеров частиц, его
образующих. Чаще всего туманы образуются в населенных пунктах, особенно в тех,
в которых наличествует повышенное выделение гигроскопических ядер конденсации,
в частности, продуктов сгорания.
Теперь
несколько слов о Лондоне. Этот город расположен на равнине, на высоте всего
пять метров над уровнем моря. Его окружают меловые куэстовые гряды. Климат
преобладает морской, с мягкой зимой и нежарким летом. Средняя температура
самого холодного месяца (января) составляет 5,3°C, самого теплого (июля) –
18,9°C, в год выпадает 645 мм осадков. Именно в таких природных и климатических
условиях чаще всего образуются туманы.
Самым
смертоносным для жителей Лондона стал туман в декабре 1952 года, в который
подмешалась кислая угольная копоть из труб. Воздух сделался серым, ухудшилась
видимость. И неожиданно разом были отравлены сотни людей. Все больницы
оказались переполнены, а жертвы тумана все еще продолжали поступать. Причем
врачи оказались практически бессильны чем‑либо помочь пациентам. Как защититься
от загрязненного воздуха, от которого страдал и сам медицинский персонал? Нужны
были кислородные подушки – их не хватало. Нужен был солнечный свет и ветер – их
не было. Астматики задыхались. Возникали проблемы с лекарствами. И смертельный
урожай не заставил себя ждать. За первые месяцы 1953 года было зафиксировано
четыре тысячи смертей. А всего в течение года скончалось двенадцать тысяч
человек.
Лондон,
как и другие города Европы, был потрясен этими цифрами. Собственно, эти жуткие
последствия смога и вынудили правительство принять срочные меры для создания
принципиально новой системы отопления, и прежде всего отказаться от угля,
перейти на более чистые мазут, нефть и газ.
Однако
эта катастрофа не была последней. Спустя ровно десять лет ситуация несчастным
образом повторилась. В декабре 1962 года над Лондоном и всей центральной
Англией опустилось плотное облако тумана. Именно в эти декабрьские дни многие
жители столицы Великобритании впервые одели противогазы – дышать выхлопными
автомобильными газами, смешанными с тяжелым влажным воздухом было опасно. Число
погибших достигло 106 человек. К тому же повышенная влажность воздуха из‑за
возникшей электропроводимости стала причиной возгорания многих электроприборов.
С того времени туман (или смог) стали называть киллер‑смог, или туман‑убийца.