В 768 году правителем объединенного Франкского
государства стал Карл Великий. За время долгого и блестящего правления
ему удалось объединить под своим скипетром почти все христианские народы
Европы, и папа римский Лев III короновал его в качестве первого
императора Священной Римской империи. С правлением Карла Великого
связано оживление культурной жизни в Европе. В это время во многих
городах началось крупное строительство.
Карл Великий питал особенную слабость к своему
родовому поместью – пфальцу – в германском городке Аахене. Это поместье
принадлежало еще его отцу, королю франков Пипину Короткому. Опираясь на
небольшой кружок архитекторов, художников и просто образованных людей,
сложившийся при его дворе, Карл Великий развернул в Аахене обширное
строительство, которое призвано было наглядно продемонстрировать
могущество Священной Римской империи. Карл Великий намеревался устроить в
своей аахенской резиденции «новый Рим».
Через пять лет после коронации Карла, в 805 году,
была освящена Дворцовая капелла в Аахене, строительство которой началось
в 798 году. В свое время она считалась одним из прекраснейших зданий
Европы. Строителем капеллы хроники называют зодчего Одо из Меца. Однако
вполне очевидно, что зодчим руководил мастер Эйнхард – блестящий знаток
античного искусства, советник и личный биограф Карла Великого.
Несмотря на позднейшие перестройки, капелла в
основном сохранила свой первоначальный облик. Здание представляет собой
шестнадцатигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний
зал. Капелла отличается массивными сводами, ее потолок украшают
многочисленные мозаики. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен
капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений
находились император и его приближенные. При Карле Великом в Аахенскую
капеллу были перевезены мраморные колонны и облицовочные материалы из
разрушенного дворца готского короля Теодориха в Равенне.
В Аахенской капелле впервые в европейском зодчестве
выражена идея государственности, суровой власти силы. Этот храм
задумывался и строился как личная часовня императора: здесь находился
тронный зал, здесь хранились важнейшие государственные и церковные
реликвии. Здесь же в 814 году был похоронен Карл Великий. Мраморную
усыпальницу с его останками можно увидеть и сегодня. А череп императора
был вмонтирован в золотой бюст Карла Великого, который хранится в
сокровищнице нынешнего Аахенского собора.
С IX века Аахенская капелла становится храмом
общегосударственного значения. Здесь с 936 по 1531 год короновались все
германские императоры. Такое повышение статуса не замедлило сказаться на
внешнем облике храма: он начал интенсивно обстраиваться и разрастаться.
К западной стороне была пристроена высокая, очень изящная и
одновременно монументальная башня, а первоначальная шатровая крыша
капеллы заменена высоким ребристым куполом диаметром 14 м, увенчанным
фонарем. Позднее, в XIV веке, к восьмиугольному объему капеллы был
пристроен обширный готический хор, укрепленный мощными контрфорсами.
Подобно другим церквям средневековой Европы, вокруг хора выросло
множество небольших капелл-часовен. Так постепенно сложился нынешний
облик Аахенского собора.
Интерьер древней капеллы Карла Великого, ныне
являющейся центральной частью Аахенского собора, напоминает собой
церковь Сан-Витале в Равенне (Италия). Купол и стены покрывают мозаики,
выполненные на золотом фоне, тусклый свет золота наполняет собой
сумрачное пространство капеллы, свет в которую попадает через невысокие
полукруглые окна, расположенные под самым куполом. В 1180-е годы, при
императоре Фридрихе Барбароссе, к потолку капеллы подвесили большое
паникадило, разрушив при этом часть мозаик. Существующие мозаики купола в
основном относятся уже к 1870-м годам.
После полумрака капеллы хор собора поражает обилием
света. Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 м заливают
пространство всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные
витражи. Существующие витражи поздние, они относятся уже к ХХ веку.
Хор Аахенского собора украшают знаменитый Золотой
алтарь и бронзовая, щедро позолоченная и инкрустированная слоновой
костью кафедра – дар императора Генриха III. Бронзовые двери главного
портала, известные под названием «Волчьи ворота», изготовлены около
800 года. Ручки дверей отлиты в виде львиных голов. Скульптурное
убранство собора небогато, в нем особенно выделяются скульптуры
апостолов и статуя Мадонны. Здесь же находится беломраморный «трон Карла
Великого», использовавшийся во время коронации германских императоров.
Главная реликвия собора – дароносица-реликварий
Богоматери. Каждые семь лет в Аахене устраиваются особые торжества,
посвященные этой реликвии. |