Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых
известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой
высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм,
стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс.
Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II
широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные
сооружения.
Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой
храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и
Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой
представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.
Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный
памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время
строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на
территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты
спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного
стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все
сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта
беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена
за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран
мира.
Исследователи, во время этих работ тщательно
изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний,
которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили,
что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в
скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной
опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли
природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью
железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению.
Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые
разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.
Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового
царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского
искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие
исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры
храма порождали свои трудности.
Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на
восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее
пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными
колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во
второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце
располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год
лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте;
четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка
подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во
тьме.
Несмотря на то что Большой храм, помимо
обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея
сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными
средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в
скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых
размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские,
двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего
фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй,
высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное
сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож
или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника
изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было,
только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные
соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.
Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем
плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца,
колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне
иссиня-черных отбрасываемых ими теней.
Образ великого фараона господствует в храме
Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя
встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят
по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма
покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам
искусства Древнего Египта позднего периода.
Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой,
экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи,
Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II:
вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев
и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов…
Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами.
Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на
колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных
врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся
поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет
добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается
загородиться от грозящей опасности…
Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес
предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» –
здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной
ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.
Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он
намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах
колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают
шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса
II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры
стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца
создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих
монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись:
«Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище
для своей возлюбленной супруги Нефертари».
В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла
статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед
ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой
богини.
Сегодня спасенный усилиями всего человечества от
затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего
мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является
и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из
пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому
поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса,
когда они объединяются с добрыми намерениями».
|