Одним из наиболее выдающихся памятников
древнеиндийского искусства является комплекс пещерных храмов Аджанты. Он
был создан в эпоху империи Гуптов – последнего крупного государства
Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части
страны.
Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты
создавался на протяжении нескольких столетий, в 200–650 годах. Он
представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных
широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных
двадцати четырех – монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм
Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями,
расположенными вокруг него. По бокам зала, отделенные колоннадами,
находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий.
Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные
колонны украшают и входы в пещеры.
Храмы Аджанты стали знамениты прежде всего благодаря
своим замечательным росписям. Они сохранились до наших дней только
благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса – это
позволило уникальным произведениям живописи избежать полного разрушения,
которым подвергались древние храмы со стороны религиозных фанатиков. Но
другим врагом росписей стали время и климат. В результате только
тринадцать из двадцати девяти пещер сохранили фрагменты древней
живописи.
Росписи Аджанты – своеобразная энциклопедия жизни
Индии V–VII веков. Большинство из них представляют собой иллюстрации к
буддийским легендам. Однако наряду со строго каноническими изображениями
Будды и святых-бодхисатв здесь можно увидеть и множество жанровых
сценок, отличающихся удивительной жизненностью и правдивостью. Это
объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное
влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера,
некогда украшавшая дворцы индийских царей и вельмож. Кстати, во многих
сюжетах росписей Аджанты присутствуют сцены придворной жизни: принцы
проводят время в своих роскошных апартаментах, окруженные женами и
прислужницами, выезжают на войну или охоту, принимают гостей. Эти
изображения позволяют реконструировать городскую архитектуру Индии той
поры: дворцы, дома богатых граждан, ворота – все то, что безвозвратно
утеряно и от чего не осталось никаких вещественных образцов.
Росписи Аджанты создавались на протяжении нескольких
столетий многими поколениями мастеров, поэтому в них нашли свое
отражение различные направления и стили индийского изобразительного
искусства. Объемы росписей поражают: так, лишь в одном из подземных
залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны
не только стены, но и колонны и потолки. И так выглядели все двадцати
девять пещер! Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный
мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро
заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и
людей, покрывая живописью каждый сантиметр поверхности. И вот уже более
тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем
светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев
живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины,
львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами,
звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов,
мир буддийских сказаний и реальный мир «далекой Индии чудесной» – все
это с удивительным искусством нашло свое воплощение на стенах пещерных
храмов Аджанты.
Наряду с картинами из жизни Великого Учителя – Будды,
наряду с изображениями бодхисатв, буддийских монахов и религиозных
символов в росписях Аджанты присутствуют картины откровенно эротического
содержания, с точки зрения европейца – просто непристойные, которые
едва ли могли соответствовать потребностям уединенной жизни монахов. Но
это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является
традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех
буддийских и индуистских храмах. Более того: эротические сцены нередко
служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То,
что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось
таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой
жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось
табу.
Сцены, изображенные в росписях Аджанты, как правило,
сюжетно не связаны между собой. Они представляют отдельные циклы, иногда
написанные в разные времена, и связь между этими циклами весьма
условна. Отдельные эпизоды изображены самым неожиданным образом по
отношению друг к другу, разные сцены не отделены друг от друга
какими-либо рамками, а незаметно переходят одна в другую. И это
хаотическое нагромождение сцен только подчеркивает многообразие
охватываемых событий.
Исследователи росписей Аджанты неизменно обращают
внимание на тот реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и
городах Индии середины I тысячелетия нашей эры, в результате чего
живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в
сцене «Будда укрощает бешеного слона» можно видеть, как выглядела
торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь,
повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от
солнца. И с поразительным мастерством изображены напуганные разъяренным
слоном люди, в панике разбегающиеся и прячущиеся кто куда. А что, ведь и
такие сцены, наверное, действительно иногда разыгрывались на индийских
рынках!
В росписи Аджанты органично вплетаются каменные
скульптуры и рельефы. С особенным искусством оформлен центральный вход в
один из подземных храмов. Над ним изображены восемь Будд в белых и
розовых одеждах на черном фоне. Под ними – восемь изображений счастливых
влюбленных пар. Эти образы облетели весь мир и, вероятно, имеются в
любом издании по искусству Древней Индии. В полумраке ниш по обеим
сторонам входа стоят монументальные скульптуры богинь священных рек
Ганга и Джамны. Одна из богинь стоит на каменной черепахе, другая – на
крокодиле. Ниши со скульптурами обрамляет живописное изображение густой
листвы.
Роспись потолков пещерных храмов Аджанты призвана
уничтожить давление скалы, приподнять пространство над головой. Это
достигнуто за счет удивительного разнообразия орнамента, которым
расписаны потолки, орнамента, составленного из цветов, листьев, плодов в
сочетании с изображениями птиц и животных, образующими единый
многообразный мир. В некоторых случаях живописцы попытались придать
потолкам характер кессонных, с помощью орнамента зрительно увеличивая
высоту сводов пещеры.
Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты
стал известен миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные
храмы были вдруг случайно обнаружены вновь. В 1920-х годах живопись в
пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под
охраной.
Живопись храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими
памятниками древней индийской культуры и искусства. Она оказала
воздействие и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Но в
первую очередь эти росписи стали основой для развития традиций
индийского изобразительного искусства.
|