Глядя на громадные башни Ангкора, трудно представить
себе, что это грандиозное сооружение несколько столетий было скрыто от
человеческих глаз непроходимой стеной джунглей. И только полтора века
назад началась новая жизнь великого храма.
О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи
скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые
узнали от испанского миссионера Марсело Рибандейро. В 1601 году, блуждая
в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся на развалины
огромного древнего храма. Но ведь традиции кхмеров не позволяли строить
каменные здания! В поисках ответа на загадку Рибандейро обратился к
местным жителям и королевским чиновникам. Они знали о циклопических
постройках в глубине джунглей, но объяснить их происхождение не могли.
Все это только укрепило Рибандейро во мнении, что увиденные им постройки
принадлежат цивилизации, не имеющей никакого отношения к кхмерам. В
своей книге о путешествиях по странам Юго-Восточной Азии Рибандейро
писал: «Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению
некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским.
Примечательно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах, и они
служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что
город должен быть восстановлен чужеземным народом».
Открытие Рибандейро сенсации в Европе не вызвало и о
его находке вспомнили только два с половиной столетия спустя, после
выхода в свет в 1868 году книги французского путешественника Анри Муо
«Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области
Центрального Индокитая».
…Углубившись в джунгли в нескольких километрах от
города Сиемреап, Муо неожиданно заблудился. Несколько дней он бродил в
бесконечных лесных дебрях без пищи, страдая от приступов малярии,
пытаясь найти обратную дорогу. И, когда уже начали таять последние
надежды, лес неожиданно расступился, и Муо вышел на широкую, залитую
солнечным светом поляну…
В первое мгновение Муо подумал, что у него от долгих
скитаний начались галлюцинации: прямо перед ним, подсвеченные розовыми
лучами заходящего солнца, возвышались над бескрайними джунглями три
стройные башни, напоминавшие бутоны лотоса. Их изящные силуэты отчетливо
вырисовывались на фоне закатного неба. И только когда его ладонь
коснулась шероховатого прохладного камня, Муо поверил в реальность этой
внезапно выросшей из лесных зарослей каменной сказки…
Так 22 января 1861 года был открыт Ангкор Ват –
крупнейший в мире храм, именем которого впоследствии была названа целая
эпоха в истории Камбоджи. Пять золотых башен Ангкора стали символом
Камбоджи и украшают государственный герб и флаг страны.
Ангкор Ват расположен на северо-западе Камбоджи, в
нескольких километрах к северу от города Сиемреап. Его создателем был
король Сурьяварман II (1113–1150 гг.). Датой окончания строительства
храма иногда называют 1150 год. Он посвящен индуистскому богу Вишну и
служит одновременно святилищем и усыпальницей короля Сурьявармана II.
В Ангкорском королевстве бытовал культ Вишнураджи, в котором король
служил объектом поклонения: древние кхмеры считали его земным
воплощением Вишну. А храм Ангкор Ват являлся символом небесного дворца, в
котором пребывает дух правителей страны.
О возникновении Ангкора рассказывает легенда,
приведенная в одной из старинных хроник. У некоего короля был сын Преа
Кет Меалеа, что означает «божественное сияние». Он был красив и обладал
многими другими совершенствами. Бог Индра, восседающий на горе Меру,
узнав о великих достоинствах юноши, спустился на землю и пригласил
принца к себе. Жилище бога очень понравилось Преа Кет Меалеа, все здесь
умиляло и радовало его. Особенно понравился ему дворец, над которым
возвышались пять ажурных башен с золотыми верхушками.
Принц полюбился Индре и жил, наслаждаясь неземной
красотой и покоем. Но против него начали роптать тевода – божественные
танцовщицы: принц, явившийся из мира людей, был частичкой человечества с
его исканиями, тревогами, беспокойством, заботами и соблазнами. Этот
дух тревожил и манил небожительниц, смущал их покой. Они сказали Индре:
«Отправь принца на землю – с его появлением слишком волнующий нас земной
дух появился на небе, не можем мы его больше спокойно переносить».
Индра понял их. Ради сохранения спокойствия в своем небесном чертоге он
предложил принцу вернуться на землю. Но, видя, как трудно Преа Кет
Меалеа расстаться с полюбившимся ему прекрасным дворцом, Индра пообещал
построить ему такой же на земле.
Строительство дворца Индра поручил божественному
зодчему Преа Пушнуку, «чья сила и ученость были бесконечны». А место для
строительства указал священный бык Нанди. Пушнук собрал мастеров из
всех стран и от всех народов. Выкорчевав могучие деревья, выровняв
площадку, строители начали возводить сказочный дворец. «Так боги в лице
Преа Пушнука возвели Ангкор Ват», – завершает свой рассказ летописец.
Храм Ангкор Ват является центром огромного комплекса,
занимающего площадь около 260 кв. км, где стоят еще около 200 храмов.
Внешний облик Ангкора символизирует священную гору Меру – «центр
Вселенной и местожительство богов». Храм окружал ров 200-метровой
ширины. Сохранившийся, но сильно заросший, в сезон дождей этот ров
заполняется водой, и тогда пятибашенный храм, окруженный сплошным
зеркалом воды, выглядит «горой Меру в окружении вод мирового океана» –
именно так, как и задумывали его древние зодчие.
Огромный трехступенчатый храм с остроконечными
башнями – чудо симметрии. Можно только удивляться, как удачно здесь
скомпонованы строительные материалы и пространство. И это при том, что
кхмерские зодчие не знали элементарных законов строительства, их
строительная техника была весьма неразвитой, и современные специалисты
долго не могли понять, почему Ангкор стоит столько веков и не
разрушается! Более того: впечатление от храма таково, что просто
захватывает дух. Подсчитано, что на постройку Ангкор Вата пошло столько
же камней, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Древнем Египте. Если же
учесть, что в Ангкоре вся эта масса камня не просто сложена в кучу, а
тщательно обработана и украшена рельефами, то труд, который был затрачен
на это в течение всего лишь одного царствования, покажется еще более
впечатляющим.
Внешняя стена храма окружает территорию в
1,95 квадратных километра. Посетитель входит в храм через главный портал
этой стены и сразу охватывает взглядом все сооружение, которое
возвышается на трех стоящих друг на друге террасах. При этом первая
терраса поднята над землей на 3,5 м, вторая – на 7, а третья – на 13 м.
Тем самым достигается «эффект роста» – храм зримо растет на глазах
приближающегося зрителя.
Каждая из террас по периметру окружена галереями,
крытыми двускатными крышами. Нижняя терраса представляет собой квадрат
со сторонами 180–180 м, средняя – 100–115 м, верхняя – 75–75 м. На этой
верхней террасе установлены пять устремленных в высоту башен – четыре по
углам и одна в центре. Но так как фасад храма обращен строго к западу, а
дороги к нему ведут с востока, запада и юга, то путешественник, с какой
бы стороны он ни подходил к Ангкору, всегда видит только три башни.
Высота главной, центральной, башни составляет 65 м. Весь комплекс
окружен широким прямоугольником колонн, за которым стоит довольно
высокая каменная ограда размерами 800 – 1025 м.
Ангкор Ват покрыт удивительной по совершенству и
многообразию сюжетов резьбой. Площадь, занятая каменными изображениями,
огромна: одна лишь галерея первой террасы представляет собой череду
рельефов, которые тянутся более чем на километр, имея при этом высоту
около двух метров. Общая площадь скульптурных работ в Ангкоре составляет
более двух тысяч квадратных метров – ничего подобного в мире больше
нет. При это каждая скульптура, каждый рельеф представляют собой
выдающееся произведение искусства.
Рельефы Ангкора часто сравнивают с живописью Италии
эпохи Ренессанса. Сцены из индийской мифологии и исторические персонажи
из прошлого кхмеров, высеченные в камне, выглядят резьбой по дереву.
Впрочем, светлый песчаник, из которого высечены изображения, почти так
же легко поддается резцу, как и дерево.
Сложнейшие по технике исполнения рельефы, достигающие
протяженности в сотни метров, «кадр за кадром» воссоздают образы
«Рамаяны» и «Махабхараты»: герои поражают чудовищ, боги и богини с
роскошными формами слились в объятиях… Искусный орнамент, составленный
из переплетения листьев и цветов лотоса, покрывает галереи и переходы
храма. Одна из самых знаменитых и чаще всего встречающихся здесь фигур –
апсара, небесная богиня-танцовщица. Кхмеры называли этих богинь тевода.
Их здесь тысячи, при этом ни одна из них не похожа на другую. На губах у
каждой играет пленительная улыбка, но выражение лица непроницаемо, и
это заставляет вспомнить знаменитую улыбку Джоконды…
Освобожденный из плена джунглей, Ангкор Ват стал
объектом восхищения тысяч туристов и предметом самого пристального
изучения со стороны специалистов со всего мира. Величайшая драгоценность
не только Камбоджи, но и всего человечества, Ангкор внесен в список
всемирного наследия ЮНЕСКО.
|