Архангел Михаил, предводитель небесного воинства,
почитался на Руси как покровитель князей, поэтому в княжеских
городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя его. Не
была исключением и Москва. Еще в XII веке на месте нынешнего
Архангельского собора стояла деревянная церковь Михаила Архангела.
Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в
1333 году в память избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же
храме, в 1340 году, Иван Калита впоследствии и был погребен. С тех пор
Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей,
уступив при Петре I эту функцию государственного некрополя
Петропавловскому собору в Петербурге.
Первоначальный Архангельский собор, расписанный в
1399 году Феофаном Греком, был «по ветхости» разобран в 1505 году для
строительства нового храма. Возводить новый Архангельский собор было
поручено приехавшему в Москву итальянцу, известному в России под именем
Алевиза Нового или Алевиза Фрязина.
Алевиз (полное имя его неизвестно; есть гипотеза, что
это был венецианский скульптор и архитектор Алевизе Ламберти ди
Монтаньяно) прибыл в Москву через Крым в 1504 году. В рекомендательном
письме от 1504 года, адресованном Ивану III, хан Менгли-Гирей аттестует
«архитектона Алевиза» как «весьма хорошего мастера, не чета другим
мастерам, мастера поистине большого».
В Москве прибывшего 10 ноября 1504 года Алевиза стали
именовать Алевизом Новым. Дело в том, что до него в Москве уже работал
итальянец «Алевиз» – Алоизио да Каркано, он же Алевиз Фрязин Миланец,
инженер из Милана, участвовавший в строительстве Московского Кремля.
Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них
сохранился только Архангельский собор – остальные либо не сохранились,
либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости.
Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить
привычные ему ренессансные мотивы к совсем незнакомой форме здания.
Оконченный в 1509 году пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал
одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по
величине кремлевский собор. В основе его лежит древнерусская
художественная традиция, но этот торжественный и нарядный храм
одновременно напоминает и двухэтажное дворцовое здание типа
венецианского «палаццо». Одним из новшеств, примененных Алевизом, стали
белокаменные раковины в закомарах собора – этот элемент получил
впоследствии широкое распространение в России. В частности, к нему
прибегли строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в
подмосковном Дмитрове.
Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что
смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило
целостности общего облика Архангельского собора, но тем не менее этот
изящный храм настолько пришелся по душе москвичам, что в течение почти
столетия он служил образцом для других церковных и светских построек.
Многие элементы Архангельского собора были использованы при
строительстве Грановитой палаты, Благовещенского собора, Теремного
дворца в Кремле.
Порталы храма обильно украшены резным растительным
орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а
закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками. Галерея,
вероятно, была разобрана в XVII столетии.
В интерьере собора царит полумрак. В этом полумраке
безмолвно высятся сорок шесть массивных каменных гробниц московских
князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем,
братом Петра I. Исключение составляют князь Даниил Александрович,
погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты,
похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были
выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в
Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила полководца
М.В. Скопина-Шуйского. Здесь же похоронен император Петр II, умерший в
1730 году в Москве от оспы. В Архангельском соборе погребены и Петр
Ибрагимович, царь Казанский, и царевич татарский Александр Сафагиреевич,
сын царицы Сумбеки – зримое свидетельство того, что, по словам русского
духовного писателя А.Н. Муравьева, «не муками и не кострами, как
некогда князей черниговских, тверских и рязанских, терзаемых в Орде за
веру предков, но кротким светом Евангельской истины призывала святая
Русь закоснелых врагов своих из тьмы язычества в благодатное царство
Христово».
В соборе находятся гробницы многих удельных князей из
Московского княжеского дома – Юрия Звенигородского, Василия Косого,
Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а
также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.
Вся русская история, персонифицированная в именах ее главнейших
деятелей, спит в стенах Архангельского собора. При жизни многие из них
враждовали друг с другом, но ныне, примиренные смертью, лежат рядом друг
с другом.
Архангельский собор, видимо, был расписан сразу же
после окончания строительства. Однако существующая роспись храма
относится уже к 1652–1666 годам. Ее авторами являются знаменитые
«изографы» той поры – Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан
Резанец, Федор Зубов. В живописи Архангельского собора, по словам
Е.С. Сизова, «в лицах раскрывается история России». Целая портретная
галерея проходит перед нами – великие князья Киевской Руси, князья
Владимиро-Суздальской Руси, московские великие князья и удельные князья
Московского княжеского дома… Это не портреты, а некие «воображенные
подобия», образы князей. Их фигуры объединены между собой в единую
красочную процессию, устремляющуюся к алтарю.
Росписи Архангельского собора включают в себя и
композиции на тему подвигов Архангела Михаила, предводителя небесных сил
бесплотных, ведущих незримую борьбу с силами ада. Ими расписаны
северная и южная стены храма. В их канву вплетено несколько сюжетов,
повествующих о борьбе Руси с татарами – связь небесного и земного для
наших предков была слишком очевидна…
Первый иконостас собора погиб в пожаре 1547 года.
Существующий же иконостас создан в 1680–1681 годах группой московских
иконописцев под руководством Дорофея Золотарева, автора иконостаса
Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Особенно удалась мастерам
золоченая резьба иконостаса – использованные ими новые декоративные
формы сыграли большую роль в формировании нового художественного стиля,
получившего название «московское барокко».
Росписи Архангельского собора неоднократно
реставрировались. Большая реставрация была произведена после 1812 года,
когда французы, занявшие Москву, устроили в соборе склад провианта.
Тогда же, после 1812 года, был обновлен иконостас.
Главной святыней собора является храмовая икона
«Михаил Архангел с житием». Легенда связывает ее создание в конце
XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Написанная
мастером из круга Андрея Рублева, икона Михаила Архангела стала символом
защиты всего народа, всей Русской земли от татарского ига, от вражеских
нашествий. Автор, писавший икону, явно был выдающимся мастером, чье имя
не дошло до нас. Его икона «Архангел Михаил» по своим художественным
достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями
древнерусской живописи.
Постройка Архангельского собора сделала соборную
площадь Московского Кремля необыкновенно торжественной. Молодая столица
единого Русского государства приобрела достойный своего возросшего
значения архитектурный ансамбль.
|