«Корона Испании и свет всего мира» – так когда-то
называли Толедо, древнюю столицу Испании. История города теряется в
глубокой древности. С 534 года Толедо стал столицей королевства
вестготов. Это королевство пало в результате нашествия арабов –
«мавров», когда в битве при Херес де ла Фронтера, состоявшейся 19 июня
711 года, войско вестготов во главе с королем Родриго потерпело
сокрушительное поражение.
Остатки вестготов и других испанских христиан
укрылись в горах севера и северо-запада страны. Отсюда началась
многовековая реконкиста – процесс отвоевывания у мавров захваченных ими
земель. В этой борьбе сформировалась и окрепла испанская нация.
В 1085 году Толедо был взят испанцами. Предание
рассказывает, что король Альфонс VI, ведя переговоры с маврами о сдаче
города, обещал главному мулле города Абуке Валиду не разрушать главную
городскую мечеть. Но спустя совсем немного времени королева Констанция и
епископ Бернард, воспользовавшись отъездом короля, обратили мечеть в
церковь. Королю Альфонсо после возвращения пришлось выслушать немало
упреков со стороны муллы. Конфликт был разрешен довольно нетрадиционно: в
христианском храме была установлена статуя мусульманина Абуки Валида.
Мечеть Толедо, в одночасье ставшая собором, в свою
очередь, в свое время была устроена в старинной вестготской церкви Санта
Мария дель Реаль, и к XIII веку все сооружение уже сильно обветшало и
было тесным для возросшего населения города. В 1227 году по указу короля
Фернандо Святого здание было разрушено, и 14 августа того же года на
этом месте был заложен новый величественный собор Санта Мария де Толедо,
более известный как Архиепископский собор.
Собор в Толедо является одной из самых грандиозных
построек средневековой Европы, уступая в размерах лишь соборам в Милане и
Севилье. А по роскоши и торжественности внутреннего убранства ему нет
равных во всей Европе.
Строительство собора велось около двухсот пятидесяти
лет. Проект храма разработал архитектор Мартинер. В 1285 году главным
строителем стал мастер Петрус Петри, затем строительство продолжили
Родриго Альфонсо и Альфаро Гомес. Заканчивал собор в 1460-х годах мастер
Педро де Алала.
Первоначальный план собора предусматривал возведение
классического трехнефного готического храма по образцу великих соборов
северной Франции – Шартрского, Реймского и Амьенского. Но по мере
строительства строители уходили все дальше и дальше от «чистой» готики,
обогащая собор элементами национального испанского зодчества.
Храм построен из великолепного серого гранита. Его
высокая северная башня (90 м), сооруженная в 1380–1440 годах, во многом
определяет силуэт современного города. Южная башня осталась
незавершенной. Внешне напоминая собой строгие готические соборы Франции,
Толедский собор резко отличается от них оформлением фасадов и
интерьера, где господствуют стили испанского Ренессанса и
«мавританский».
Чрезвычайно разнообразно выглядят фасады собора с
тремя традиционными для готики порталами. Главный, центральный портал –
Пуэрта дель Пердон, «Врата Прощения», выполнен в позднеготическом стиле.
Над центральным входом помещен рельеф «Облачение Святого Ильдефонса
Богоматерью». Святой Ильдефонс считался покровителем города, и его
изображения были весьма популярны у городских скульпторов и резчиков по
камню. Портал Пуэрта дель Релох – «Часовые Врата» – украшают
великолепные рельефы со сценами из земной жизни Христа и Богоматери.
Трудно поверить, что эти рельефы высечены из камня – они напоминают,
скорее, узорное шитье. В центре портала установлена скульптура Мадонны с
младенцем.
Самым красивым из трех порталов является портал Львов
– Пуэрта де лос Леонес. Прежде он назывался Врата Радости, а свое новое
название получил после того, как его украсили фигуры львов.
Монументальный портал с необыкновенной пышностью украшен виртуозной
каменной резьбой.
Ощущение грандиозности собора многократно
усиливается, когда зритель попадает внутрь. Своды храма опираются на
ряды могучих колоннад. Свет льется через 750 окон, застекленных
разноцветными витражами, и внутреннее пространство собора переливается
оттенками лилового, пурпурного, синего, зеленого, оранжевого цветов. С
этим причудливым освещением хорошо гармонируют разноцветный мрамор и
яшма, из которых выполнено внутреннее убранство собора.
Испанские соборы отличаются от других средневековых
храмов Западной Европы, где хор и главная капелла находятся в восточной
части здания – в Испании они вынесены в середину собора и отделены
высокой алтарной преградой. Мраморную преграду Толедского собора
украшает бесчисленное количество скульптур и декоративных украшений –
гербов, орнаментальных украшений и т. п. Вокруг нее можно ходить часами,
рассматривая изображения. В пятидесяти рельефах представлена история
земной жизни Христа и Богоматери. Другие рельефы иллюстрируют различные
местные легенды, в частности – сцену знаменитого спора короля
Альфонсо VI с муллой Абукой Валидом из-за толедской мечети.
Стену главной капеллы украшает грандиозный заалтарный
образ – ретабло, один из самых больших в Испании. Он вырезан из
лиственницы, раскрашен и позолочен. Заказчиком ретабло Толедского собора
был кардинал Испании Франсиско Хименес де Сиснерос, покровитель
Христофора Колумба. Ретабло, состоящее из пяти частей, поражает зрителя
своей сказочной живописностью, богатством красок и позолоты. Ничего
подобного нет ни в одной стране Европы.
Деревянные скамьи, с трех сторон окружающие главную
капеллу, украшены резьбой, пожалуй, не меньше, чем сама капелла.
Искусный резчик Родриго де Алеман, изготовивший в 1490-х годах эти
скамьи, щедро покрыл их многочисленными историческими и жанровыми
сценками, изображающими сцены битв мавров с христианами, штурмы городов,
а также фантастическими существами – сиренами, единорогами, сатирами.
Среди многочисленных надгробий в капеллах вдоль стен
собора погребены короли Испании, кардиналы и множество представителей
испанской знати. Среди этих гробниц можно видеть могилу герцога Альваро
де ла Луна – могущественного министра короля Хуана II, обезглавленного в
1453 году. Его богатая событиями жизнь не раз становилась сюжетом
литературных произведений.
В капеллах, окружающих собор, находится множество
выдающихся произведений испанского искусства – скульптуры, картины,
гобелены, утварь из золота и серебра, великолепные рельефы, ковры. Среди
этого великолепия есть картины Эль Греко, Ван Дейка и Франсиско Гойи.
Каждая из капелл является своеобразным музеем. Капеллу Святого
Ильдефонса украшает алтарь, изготовленный из мрамора, яшмы и бронзы –
сочетание этих материалов особенно любили испанские мастера. В капелле
Богоматери хранится очень древняя, еще со времен вестготов глубоко
почитаемая статуя Девы Марии. Мадонна изображена сидящей на серебряном
троне, облаченной в роскошное, украшенное драгоценностями платье.
В сакристии – ризнице собора – можно увидеть
множество драгоценных культовых предметов. В частности, здесь находятся
ритуальные одежды, обшитые жемчугом и драгоценными камнями, в которые
одевали статуи Богоматери во время торжественных богослужений. Головы
статуй украшались золотыми коронами с рубинами, сапфирами, изумрудами.
Реликвии хранятся в больших ларцах из драгоценных сортов мрамора.
Толедский собор обладает сотнями выдающихся произведений искусства – их
больше, чем в любом другом соборе Испании, и для того, чтобы их
посмотреть, нужно затратить несколько дней. |