Баальбекское святилище в Ливане – комплекс древних
храмов, формировавшийся на протяжении двух тысячелетий. Благодаря своим
размерам Баальбек относится к самым значительным храмовым комплексам,
когда-либо строившимся на Ближнем Востоке.
Баальбек называют «Акрополем Леванта». Он расположен
на высоком холме, высота которого увеличена за счет могучей древней
террасы, сложенной из камней еще во времена финикийцев. Первоначально
здесь находился храм Баала (Ваала) – древнего божества, почитавшегося в
Финикии. Баал считался богом солнца и плодородия. В эллинистическую
эпоху его образ слился с образом греческого бога Солнца Гелиоса, и
Баальбек получил название Гелиополис – Город Солнца. Во времена римского
императора Августа Баальбек стал колонией Рима, а храм Солнца был
обращен в храм Юпитера, рядом с которым были построены храмы Вакха
(Бахуса) и Венеры. Во времена Византийской империи языческие храмы были
обращены в христианские, затем наступила эпоха арабского владычества,
затем юпришли крестоносцы, за ними турки… Древние храмы разграблялись,
перестраивались, разбирались на стройматериал. Вдобавок, постройки
Баальбека четырежды разрушались землетрясением. Сегодня комплекс
Баальбека лежит в руинах.
Ни с чем не сравнимо великолепие этих развалин. В
архитектуре баальбекских храмов ярко выражено стремление, присущее
многим языческим религиям: продемонстрировать власть богов над
человеком, создать воплощенный в камне образ сверхчеловеческой мощи.
Искусство, художественный вкус, мастерство принесены здесь в жертву
тяжеловесности форм, колоссальности, циклопичности, глядя на которые
поневоле задумаешься о бессмысленно растраченном труде десятков тысяч
людей…
Впервые Баальбек упоминается в документах,
относящихся к XIV веку до н. э., к временам египетского фараона
Эхнатона, установившему на территории Египта и подвластных ему земель
культ солнечного божества Атона. Вероятно, в это время разрушенный
землетрясением древний финикийский храм Баала был восстановлен как храм
Солнца. По свидетельству римского писателя Макробиуса, в восстановленный
храм из Египта была доставлена статуя бога Атона. Древнее святилище
постепенно превратилось в крупнейший религиозный центр Ближнего Востока.
В эпоху Селевкидов, покоривших Ливан в III веке до
н. э., комплекс Баальбека пришел в упадок. Новое грандиозное
строительство началось здесь во времена римского владычества, когда
Баальбек-Гелиополис превратился в опорный пункт Рима на Ближнем Востоке.
Центром римского Баальбека стал монументальный храм Юпитера («Большой
храм»), достигавший в длину 90, а в ширину 50 м. Его окружала могучая
колоннада из 52 колонн, от которых до наших дней уцелело лишь шесть.
Вход на территорию комплекса ведет через пропилеи,
выполненные в виде двух квадратных башен. Между ними пролегала широкая
парадная лестница, частично отреставрированная в начале ХХ века
немецкими специалистами. Она выводит на шестиугольной формы двор
(«Большой двор» или Пантеон), символизирующий шестиконечную звезду –
символ, широко распространенный на Востоке. Его окружает высокая стена,
декорированная многочисленными арочными нишами. Некогда по всему
периметру двора тянулась колоннада из 84 колонн, от которых уцелело лишь
несколько штук. Обломки остальных, перемешанные с фрагментами каменных
блоков, усеивают все пространство двора, в центре которого высятся руины
громадного алтаря с двумя башнями по сторонам. Некогда здесь
совершались жертвоприношения Баалу. Здесь же можно видеть остатки двух
прямоугольных бассейнов, в которых обмывали жертвенных животных перед
закланием.
Из Большого двора величественная лестница ведет к
подножию храма Юпитера. На ее вершине находится площадка, с которой
открывается впечатляющий вид на весь грандиозный комплекс. Рядом
расположены два храма меньших размеров – Круглый храм (храм Венеры) и
Малый храм. Храм Венеры лежит в руинах. В гораздо лучшем виде дошел до
наших дней Малый храм – храм Вакха (Бахуса). Это изящное сооружение
практически полностью сохранило свой центральный объем и ныне является
одним из лучших в мире образцов древнеримской архитектуры. Через
покрытый тончайшей резьбой портал можно попасть во внутреннее
пространство храма, стены которого украшает великолепная колоннада. В
храме Вакха сохранился и каменный резной алтарь.
Храм Юпитера в Баальбеке был начат во времена
императора Антонина Пия и завершен при императоре Нероне (37–68 годы
н. э.). Он возвышается на сложенной из циклопических каменных монолитов
террасе. Размеры этих громадных блоков поневоле заставляются задуматься о
пресловутом «азиатском способе производства», когда тысячи людей,
облепив, как муравьи, гигантские каменные блоки, волокли их за десятки
верст, сооружая подавляющие своей грандиозностью памятники языческим
богам и обожествленным еще при жизни вождям. Размеры самых больших
монолитов Баальбекской террасы составляют 19,1–4,3 —5,6 м, а вес одного
такого блока составляет 750 тонн! Недаром архитектор И. Соболев называл
Баальбек примером архитектурной гигантомании.
На террасе, незыблемой, как скала, высятся шесть
самых высоких на Земле колонн – остатки храма Юпитера. Сегодня этот
фрагмент древней колоннады, перекрытой резным каменным фризом
двухметровой высоты, стал архитектурным символом Ливана, его можно
видеть на марках, банкнотах, рекламной продукции и даже на бланках
официальных документов. Французский писатель Барре однажды сказал: «Если
шесть колонн Баальбека упадут, мир утратит часть своего великолепия».
Высота колонн храма Юпитера составляет 22 м. Они были
вырублены в каменоломнях Асуана в Египте и отправлены по Нилу и
Средиземному морю в Триполи и оттуда по старой римской дороге через Хомс
доставлены в Баальбек. Фантастическая работа! Вырубить, доставить,
отгрузить и установить колонны такого диаметра даже с помощью
современной техники – нелегкое дело. Великолепие храмового комплекса
вызывает чувство восторга и преклонения перед мастерством архитекторов,
строителей и ремесленников, живших почти две тысячи лет назад. Но, увы,
время безжалостно к творениям рук человеческих. Недаром великие
мыслители прошлого не уставали повторять, что лучший из всех храмов тот,
что построен в человеческом сердце.
|