Жители небольшого немецкого городка Бамберг,
расположенного в сердце Верхней Франконии, любят говорить, что их город
стоит на семи холмах, подобно Риму, имеет сеть каналов и водных путей,
подобно Венеции, и столь же красив, как Прага. Тот, кто побывал в
Бамберге, согласится, что эти утверждения не несправедливы.
Археологи утверждают, что первое человеческое
поселение на месте Бамберга возникло около 1000 года до н. э. Впервые
город упоминается под 902 годом в известной хронике Регинона Прюмского.
В 973 году император Отто II пожаловал Бамберг баварскому герцогу
Генриху Занкеру. Его сын – будущий император Священной Римской империи
Генрих II (1002–1024) – построил в городе первое здание собора. Этот
собор стал центром епископства, созданного в 1007 году. Бамбергские
епископы были весьма влиятельны в средневековой Германии. Они чеканили
собственную монету, к их мнению прислушивались при дворе императора, из
их числа неизменно назначались канцлеры или вице-канцлеры Священной
Римской империи.
Сегодня Бамберг – исторический и вместе с тем
динамично развивающийся современный город с населением 70 тысяч человек.
Исторический центр Бамберга площадью около 250 гектаров представляет
собой один из самых больших и хорошо сохранившихся средневековых
ансамблей Европы. Более двух тысяч зданий в центре Старого города
являются ценными памятниками архитектуры и взяты под охрану государства.
В 1993 году Бамберг включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В центре города на горе Домберг возвышается
монументальный собор Санкт-Петер-унд-Георг, чаще именуемый просто
Бамбергским собором – выдающееся произведение немецкой архитектуры.
Возведенный на высоком холме, увенчанный четырьмя стройными островерхими
башнями, он господствует над Бамбергом и окрестностями, во многом
определяя силуэт города.
Существующее здание собора построено на месте
сгоревшей в 1185 году церкви, которая, в свою очередь, сменила более
древний храм, сооруженный в 1004 году императором Генрихом II. Нынешнее
здание Бамбергского собора строилось в 1185–1237 годах, а отдельные его
части достраивались в течение всего XIII века. В стенах храма погребены
его основатель – император Генрих II, ненадолго сделавший Бамберг
столицей Германии, его супруга Кунигунда и папа Климент II. Это
единственное погребение римского папы, находящееся к северу от Альп.
План собора, возведенного на старом фундаменте, –
романский, он повторяет форму первоначальной постройки XI столетия, но
сам собор – раннеготический. По углам здания возвышаются четыре высокие
башни одинаковой высоты. Их облик, вероятно, навеян башнями собора в
Лане (Франция). Гладкая поверхность стен скромно украшена аркатурными
поясками. Суровость крепостного облика несколько смягчается благодаря
многочисленным окнам и нарядным порталам. Центральный, «Княжеский»
портал, обрамляют весьма редкие для Германии той поры скульптурные
работы, относящиеся к XII веку и еще довольно архаичные – ведь расцвет
скульптуры Бамбергского собора только-только начинался…
Широко известные скульптуры Бамбергского собора
благодаря искусству средневековых мастеров приобрели самостоятельное
значение, и само здание храма сегодня выглядит просто футляром для них.
Иногда Бамбергский собор называют музеем камнерезного искусства. В
скульптурах Бамберга чувствуется французское влияние, но тем не менее
местные мастера создали совершенно оригинальные произведения.
Создание скульптурного убранства Бамбергского собора
относится к первой трети XIII столетия. В ту пору, около 1230 года, в
Бамберге появился приехавший из Реймса безымянный строитель и скульптор,
возглавивший местную скульптурную мастерскую, в которой к тому времени
уже работало несколько ярких художников. Под руководством мастера из
Реймса ими было выполнено основное скульптурное убранство Бамбергского
собора, в частности, статуи «Адамовых врат» на западном фасаде. Здесь
изображены император Генрих II – основатель храма, его жена Кунигунда, а
также апостол Петр и… нагие Адам и Ева – ничего подобного
западноевропейское средневековое искусство до сих пор не знало. Это
первое изображение обнаженного человеческого тела в скульптуре Западной
Европы. На фасадах храма можно видеть также монументальные статуи быков –
символ труда. Установленный в центральной капелле резной деревянный
Рождественский алтарь, превосходный по мастерству исполнения, композиции
и рисунку, выполнен в 1520–1523 годах знаменитым мастером Витом
Ствошем, работавшим во многих городах Европы, в том числе в Бамберге и
Кракове.
Георгиевский хор Бамбергского собора украшают
скульптуры спорящих апостолов и пророков – исключительный по силе и
выразительности памятник средневекового европейского искусства. «Древний
мотив диспута мастера из Бамберга превратили в духовное единоборство,
доведенное до предельного накала страстей», – пишет В.Н. Тяжелов
(В.Н. Тяжелов. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе.
М., 1981). Энергичные фигуры спорящих полны духовного горения, жажды
истины, убежденности в своей правоте. Это подчеркивается во всем – в
движении, мимике лиц, жестах. И это, напомним, не живопись – это камень,
в буквальном смысле слова оживший под резцом искусных мастеров.
Среди других скульптур внутреннего убранства собора
выделяются композиция «Мария и Елизавета», а также знаменитый
«Бамбергский всадник» – большая фигура конного рыцаря, воплощение
мужества, рыцарской доблести и энергии. Статую Елизаветы впоследствии
назвали «сивиллой» (пророчицей) – настолько облик этой скульптуры
пронизан сумрачной внутренней энергией, такой характерной для древних
пророков.
«Бамбергский всадник» – наиболее загадочное
произведение немецкого Средневековья. До сих пор неясно, кого,
собственно, изображает эта монументальная скульптура, явно несущая черты
портретного сходства. С кем? На эту тему уже высказаны десятки гипотез.
Корона на голове всадника позволяет говорить о том, что это человек
царского достоинства. Прообраз «Бамбергского всадника» искали среди
тогдашних королей и императоров, его считали одним из трех евангельских
королей-волхвов, поклонившихся младенцу Иисусу в Вифлееме. Но образ
Бамбергского всадника гораздо глубже и шире, чем изображение просто
императора или короля, или даже евангельского царя-волхва. Он, скорее,
напоминает героя средневекового рыцарского романа. Его смелый взгляд,
устремленный вдаль, заставляет вспомнить странствующих
рыцарей-правдоискателей, готовых отправиться на край света во имя добра и
справедливости.
Скульптуры Бамбергского собора являются классикой
немецкого средневекового искусства. И эти замечательные скульптуры вот
уже почти восемь столетий хранит суровый, как рыцарский замок с четырьмя
башнями, собор, высоко вознесшийся над древним городом.
|