Приняв христианство раньше, чем Русь, южные славяне
раньше создали и собственную христианскую культуру, яркую и самобытную,
несмотря на ее византийские корни. А среди южнославянских государств в
эпоху раннего Средневековья наиболее высокого культурного уровня
достигла Болгария. Национальная болгарская художественная школа, лучшими
своими достижениями, как и все тогдашние школы христианского Востока,
обязанная Византии, тем не менее творчески перерастает рамки
византийского искусства.
Среди памятников болгарской живописи особого внимания
заслуживают фрески церкви Святого Пантелеймона в Бояне, расположенной в
пригороде Софии у подножия горы Витоша. Первоначально это была
небольшая часовня, построенная в XI веке. В 1259 году по распоряжению
царя Калояна с западной стороны к ней было пристроено двухэтажное здание
церкви Николая и Пантелеймона. Храм со всех сторон окружают деревья. Архитектура церкви в Бояне скромна и не поражает ни
пышностью, ни величием. От благородных форм этого белокаменного, крытого
черепицей храма с плоскими куполами веет седой древностью и той изящной
«стильностью», по которой действительный шедевр древнего зодчества
можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени. Храм
Святого Пантелеймона в Бояне получил всемирную известность благодаря
своим уникальным, созданным в 1259 году фрескам, которые стали высшим
достижением средневековой живописи Болгарии.
В Боянской церкви сохранились росписи двух периодов –
XI–XII веков и 1259 года. Первоначальная роспись была выполнена в
византийском стиле с греческими надписями, в традиционной для этого
периода суховатой манере. В 1259 году прямо поверх этой живописи была
сделана новая, и эта новая роспись и является признанным шедевром
мировой живописи. Фрески церкви Святого Пантелеймона написаны так тонко и
умело, «как будто написаны пыльцой с крыльев бабочки» – так отзываются о
них специалисты.
Многочисленных исследователей неизменно удивляло и
продолжает удивлять то обстоятельство, что во фресках Боянской церкви
болгарские мастера еще за сто лет до зарождения Ренессанса в Европе,
преодолев каноны византийской живописи, создали поразительные по своему
реализму росписи, в которых острая драматическая напряженность
сочетается с лирической одухотворенностью. Образы Боянской церкви
являются самыми ранними реалистическими портретами в монументальной
живописи средневековой Европы. Дух сурового аскетизма соседствует в них с
проникновенными лирическими образами, во всем господствует состояние
погружения в себя, внутреннее размышление. Краски боянских фресок богаты
цветовыми оттенками, плотны и весомы.
На фресках церкви в Бояне запечатлены в общей
сложности 89 сцен. Все персонажи поражают индивидуальностью и
одухотворенностью образов. Помимо сюжетов на библейские и евангельские
темы, тут изображены реальные исторические персонажи: заказчик храма
Калоян, его жена Десислава, царь Константин Асен и царица Ирина, ряд
портретов воинов-святых. Особенно ярко запечатлевается в памяти женская
фигура с задумчивым, милым лицом, сияющим нежными теплыми тонами: это
Десислава, жена правителя Калояна, имя которой сохранилось в веках
благодаря этой фреске. Образ Десиславы – один из лучших образов женщины в
средневековом европейском искусстве.
С таким же реализмом выполнены портреты других
правителей. Задумчивый, спокойный Калоян, строитель храма, держит в
руках модель Боянской церкви. В облике Ирины читается царственное
величие. Умом и добротой наделены черты лица царя Константина Асена.
На стенах церкви насчитывается двадцать два
изображения Христа: в разном возрасте, в разных состояниях и
обстоятельствах своей земной жизни. Но авторы фресок с особой силой
постарались подчеркнуть, что Христос, все преодолевая, несет людям
любовь, милосердие и прощение.
Сцены на библейские и евангельские темы выполнены
согласно всем канонам византийского иконописания. Но и здесь заметен
отказ от условных приемов, стремление к реализму при одновременном
раскрытии внутреннего мира человека. Композиции «Тайная вечеря»,
«Распятие» и другие выполнены в манере острохарактерной живописи. Среди
сотен изображений людей нет ни одного повторяющегося лица, они все
разные: гневные, добрые, безразличные, жестокие, мудрые, простодушные.
Цари, воины, горожане одеты в характерную для средневековой Болгарии
одежду, их окружают реалистически изображенные предметы той эпохи,
плоды, цветы.
Росписи церкви Святого Пантелеймона в Бояне справедливо считают гордостью средневекового болгарского и мирового искусства. |