Храмовый комплекс Эллора находится в индийском штате
Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 пещерных храмов,
создававшихся на протяжении VIII–IX веков. Двенадцать из них являются
буддийскими, два – джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской
части ансамбля относится и огромный скальный храм Кайласанатха.
Возникновение пещерных храмов Эллоры относится ко
временам династии Раштракутов, в VIII веке объединивших под своей
властью западные области Индии. Средневековые арабские хронисты называли
империю Раштракутов в числе величайших государств того времени наряду с
Арабским халифатом, Византией и Китаем. Раштракуты были самыми
могущественными индийскими правителями того времени. Около 750 года они
начали в своих землях грандиозное строительство.
Несомненно влияние на Эллору более ранних пещерных
храмов Аджанты. Но природные особенности и веяния нового времени привели
к созданию в Эллоре совершенно самобытного памятника, где главную роль
стала играть каменная скульптура. Пещерные храмы Эллоры, созданные в
начале VIII века, значительно отличаются от Аджанты своими размерами и
более сложным планом. В скалах проложены длинные галереи, площадь
некоторых подземных залов достигает 40–40 м. Стены залов и галерей в
изобилии украшает каменная скульптура и рельефы.
Главный пещерный храм Эллоры носит название Тин Тхал.
Это крупнейший подземный храм, когда-либо созданный в Индии. Он состоит
из трех ярусов и располагается в глубине прямоугольного двора,
напоминающего глубокий узкий колодец шириной 33 м и глубиной 20 м, вход в
который ведет через узкие монолитные ворота. Фасад храма предельно
прост и аскетически суров. Он оформлен в виде трех рядов квадратных
колонн, опирающихся на монолитные скальные платформы. Высота фасада
составляет 16 м.
В храм ведет высеченная в камне неширокая лестница. А
когда человек попадает внутрь подземного святилища, его взору
открываются обширные залы с бесчисленными мощными квадратными колоннами и
изваяниями буддийских святых. Залы Тин Тхала подавляют своими
колоссальными и суровыми, элементарно простыми формами. Ширина и
протяженность залов достигает 30–40 м. Мрачное мистическое настроение
усиливается благодаря эффекту сгущающегося в глубине храма сумрака, в
котором призрачно мерцают огромные каменные изваяния.
Такое же впечатление производят и другие, меньшие по
размерам пещерные храмы Эллоры. В храме Рамешвара скульптурный рельеф и
каменная резьба покрывают практически всю поверхность стен и колонн.
Огромные настенные горельефы буквально обступают зрителя. Страшные
фантастические изваяния, вырубленные в скале, производят особенно
сильное, гипнотизирующее впечатление благодаря своей пластической мощи и
резким контрастам света и тени.
Фасад храма Рамешвара украшают четыре колонны и две
полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими
фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Весь фасад
покрывает каменная резьба, но ее пышность лишь подчеркивает тяжелую
массивность колонн, напоминающих напрягшиеся в нечеловеческом усилии
мускулы.
Центральным сооружением Эллоры является огромный
скальный храм Кайласанатха. Необычна сама идея подобного сказочного
здания, возвышающегося среди окружающих его пещерных храмов. По своей
мощи и размерам храм совершенно уникален и сравнить его можно разве что
со скальными храмами Древнего Египта – Абу-Симбелом и храмом царицы
Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Величественный и неповторимый храм
Кайласанатха высечен целиком, подобно скульптуре, из монолитной скалы,
изолированной от склонов окружающих Эллору невысоких гор тремя
глубокими, до тридцати метров глубиной, расселинами. Этот скальный
массив обтесывался, начиная сверху и до самого низа, без применения
строительных лесов. Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой
и назывался Ранга Махал – «окрашенный дворец». Его белоснежный силуэт
ярким пятном выделялся на фоне скал.
Храм Кайласанатха строился, а точнее, вырубался в
скале, очень долго. Его начали при правителе Дантидурге из династии
Раштракутов, а закончили при Кришнарадже I. Храм возвышается посредине
вырубленного из скалы двора площадью 58–51 м и более чем на 33 м
уходящего в глубь скалы. Его площадь составляет 55–36 м.
Нижняя часть сооружения высечена в виде цоколя
восьмиметровой высоты. В его центре высятся монументальные изваяния
слонов и львов высотой около трех метров, словно держащих на своих
спинах тяжесть всего здания. Тесно стоящие ряды слонов высечены таким
образом, что кажется, что это только видимая их часть, а остальные слоны
скрыты под массивом храма. Эта идея огромного сооружения, покоящегося
на спинах слонов и львов, носит мифологический и символический характер –
ведь мир, как известно из древних легенд, стоит на трех слонах. Только
слонов в Кайласанатхе гораздо больше…
Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой,
выполненной с виртуозным мастерством. Как писал русский дореволюционный
индолог И.П. Минаев, храм в Эллоре имеет «такую массу изображений, что
может почитаться книгой индийской мифологии». Одно из наиболее
интересных изображений на стенах храма Кайласанатха – рельеф «Равана,
пытающийся свергнуть гору Кайлас». Это одно из самых драматических
произведений индийской средневековой скульптуры. Центральное событие
рельефа – укрощение богом Шивой демона Раваны, стремящегося разрушить
священную гору Кайлас (ипостась священной горы Меру), на которой обитает
Шива. Этот сюжет символизирует столкновение сил добра и зла.
Разъяренный демон, изображенный в виде страшного многоголового и
многорукого существа, беснуется в ярости, безуспешно пытаясь поколебать
священную гору. К всемогущему Шиве испуганно прижалась его жена Парвати.
Но бешеные усилия демона не страшны Шиве: одним легким мановением руки
он усмиряет чудовище.
Не менее интересны и другие рельефы храма
Кайласанатха: «Шива-победитель», «Похищение Ситы». Они исполнены с таким
искусством, с такой захватывающей экспрессией, что зритель не может
оставаться просто наблюдателем, и в какой-то момент его искренне
захватывает драматизм изображенных событий. Такое воздействие
художественного образа на человека впервые появляется в индийском
искусстве только в Эллоре.
|