После завоевания Константинополя турками главным
мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы являлся обращенный в
мечеть грандиозный собор Святой Софии. И только в начале XVII столетия
султан Ахмед I приказал построить в своей столице мечеть, не уступающую
своей монументальностью храму византийских императоров.
Строительство мечети началось в 1609 году, когда
султану Ахмеду I было всего девятнадцать лет. Существует предание, что
из-за каких-то совершенных по молодости лет грехов султан путем
строительства мечети хотел умилостивить Аллаха. По другой версии, султан
Ахмед в те годы подписал с австрийским императором договор, в котором
вопреки многовековой традиции турецких султанов признавал «повелителя
гяуров» равным себе – «повелителю правоверных». Это вызвало большое
недовольство в Стамбуле. Молодого султана стали подозревать в
отступничестве от ислама. Тогда Ахмед был вынужден подчеркнуть свою
незыблемость в вере актом постройки самой грандиозной в Стамбуле мечети.
Строителем мечети является архитектор Мехмед-ага,
один из наиболее талантливых учеников и последователей Ходжи Синана. Он
построил этот шедевр мусульманского зодчества за семь лет, и уже в
1616 году мечеть была завершена. Официально она стала называться мечетью
султана Ахмеда – Ахмедийе, но в народе за ней закрепилось другое
название: Голубая мечеть – из-за того, что интерьер храма отделан
голубыми изразцами. Их более двухсот тысяч, и они сплошным ковром
покрывают стены мечети.
Мечеть Ахмедийе сооружена на месте бывшего дворца
византийских императоров. Ее облик в целом традиционен для мусульманской
архитектуры. Несомненно, что образцом послужил храм Святой Софии: об
этом свидетельствует нарастающий ввысь каскад куполов, напоминающий
аналогичный прием, примененный строителями византийского храма. Большой
центральный купол окружают четыре полукупола, а под ними располагаются
еще четыре купола меньшего размера. Необычным является количество
минаретов – их шесть: четыре высоких минарета, как обычно, стоят по
углам ограды, а два минарета пониже – на внешних углах внутреннего
двора.
Голубая мечеть – единственная в мире мечеть с шестью
минаретами. По этому поводу рассказывают множество легенд. Так, по одной
версии, султан Ахмед приказал соорудить шесть минаретов, пожелав, чтобы
его мечеть во всем превзошла Святую Софию (Айя-Софию). Однако
ортодоксальные старейшины Мекки, увидев мечеть с шестью минаретами,
усмотрели в этом попытку принизить значение священной для каждого
мусульманина мечети в Мекке, имевшей пять минаретов, и были очень
разгневаны. Поскольку минареты мечети Ахмедийе уже были сооружены,
султан вышел из положения довольно остроумным образом: он приказал
пристроить к мекканской мечети еще два минарета. Таким образом, святыне
было возвращено ее утраченное преимущество. Однако это не спасло султана
от гнева Аллаха: вскоре после того, как была построена Голубая мечеть,
султан Ахмед умер от тифа в 1627 году, в возрасте 27 лет (он похоронен в
саду около построенной им мечети, в склепе-тюрбе, увенчанном куполом на
восьми колоннах).
Согласно другой легенде, шесть минаретов появились в
результате ошибки зодчего Мехмед-аги, неверно понявшего повеление
Ахмеда. Султан якобы повелел воздвигнуть «золотые минареты» (по-турецки –
«алтын минаре»), а архитектор, плохо расслышавший его слова, решил, что
ему приказано построить «алты минаре» – «шесть минаретов». Так или
иначе, но творение Мехмед-аги по праву заняло выдающееся место в
поистине грандиозном ансамбле мечетей Стамбула.
Во внутреннем дворе Голубой мечети, куда ведут трое
ворот, находится традиционный фонтан для омовения с шестиугольным
каменным бассейном. Восточную часть двора занимает мусульманская школа –
медресе. Здание молитвенного зала (его размеры составляют 72–64 м)
окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено тридцать
маленьких куполов.
Громадный зал мечети (в нем одновременно может
совершать молитву 35 тыс. верующих) залит светом. 260 больших окон
устроены таким образом, что свет достигает даже самых дальних уголков
храма. Боковые галереи, образуемые мраморными колоннами и стрельчатыми
арками, увеличивают и без того огромный молитвенный зал, так что внутри
мечети создается впечатление необыкновенного простора.
Опирающийся на четыре мощных столба купол (его
диаметр у основания составляет 33,6 м) легко парит в воздухе, поднимаясь
на высоту 24 м. Оттуда, из заоблачных высот, спускается огромный
светильник-паникадило. Пол устилают великолепные ковры, преимущественно
красных и вишневых тонов. Но главный доминирующий цвет в мечети –
голубой и синий. Этот цвет преобладает в тысячах изразцов, выполненных в
керамических мастерских Изника и устилающих стены мечети. В XVI веке
изразцы изникских мастеров пользовались исключительным успехом и
экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время
строительства Голубой мечети все мастерские работали только на нее,
выполняя заказ султана. Ахмед I даже запретил керамических дел мастерам
поставлять плитку для других зданий.
Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены
изразцами светлых тонов – белого, желтого, кремового, золотистого.
Основной мотив майоликового убранства Голубой мечети – растительный
узор, а также изречения из Корана, выписанные рукой искусного
каллиграфа. Михраб мечети и минбар – кафедра для чтения проповедей –
изготовлены из белого мрамора и покрыты тончайшим резным орнаментом.
Слева от михраба на стене в рамке укреплен фрагмент священного камня
Каабы. По обе стороны михраба стоят два огромных подсвечника с такими же
громадными свечами.
Как сообщают хроники, ранее по стенам были развешаны
200 золотых пластин, каждая украшенная 61 бриллиантом. На этих пластинах
были выгравированы имена пророка, первых халифов и изречения из Корана.
Когда-то в мечети были и цветные витражи. Ныне в окнах обычные стекла,
через которые в мечеть льются потоки света.
Мечеть султана Ахмеда вошла в историю тем, что в ней в
1826 году был прочтен декрет Махмуда II о ликвидации янычарского
корпуса. Вплоть до падения Оттоманской империи (1918 г.) от стен этой
мечети ежегодно отправлялся в Мекку «священный караван» с подарками.
Голубая мечеть в Стамбуле стала символом турецкой
столицы. Ее минареты и огромный купол возвышаются над Босфором, во
многом определяя силуэт древнего города. Огромная и вместе с тем
грациозная, окруженная шестью минаретами, она кажется легкой и изящной и
считается одной из самых красивых мечетей города.
|