Храмовый ансамбль Каджурахо в штате Мадхья-Прадеш –
второй по популярности (после Тадж-Махала) памятник Индии. Правители
династии Чандела создали этот огромный ансамбль в 950—1050 годах.
Первоначально здесь насчитывалось 85 храмов, сегодня их осталось 22.
Заброшенные много столетий назад и покрытые долгое время джунглями, эти
храмы было обнаружены лишь несколько десятилетий назад. За многие годы
под действием воды, ветра и обычного человеческого вандализма древние
постройки во многом утратили свое былое великолепие. Здесь до сих пор
ведутся реставрационные работы.
Храмы Каджурахо таят много загадок. Неизвестны в
точности обстоятельства и цели их постройки. Согласно преданию, бог Луны
тайно полюбил земную женщину, и потомки от этой связи основали династию
Чандела, а храмы Каджурахо были построены первым правителем этой
династии, чтобы искупить грех его матери. Некоторые исследователи
полагают, что правители династии Чандела были последователями тантризма –
одного из ответвлений буддизма, в котором удовлетворение земных желаний
считается шагом к достижению нирваны. Как бы то ни было, но постройки
Каджурахо стали настоящим гимном земным желаниям, удовлетворяемых самыми
разнообразными и прихотливыми способами.
Стены храмов покрыты тысячами превосходных каменных
рельефов, посвященных эротической теме. Считается, что именно
изображения на храмах Каджурахо вдохновляли составителей «Кама-сутры»,
хотя в самой «Кама-сутре» речь идет о рельефах храма Сурьи в Конараке.
Из-за обилия подобных сюжетов в Европе принято называть Каджурахо
«храмом любви», хотя храмов здесь не один и не два, а двадцать два. И
хотя эти храмы получили всемирную известность прежде всего из-за их
эротических рельефов, они являются ценнейшим памятником культуры и
истории средневековой Индии.
Храмы Каджурахо во многих отношениях уникальны. По
гармонии и красоте они не имеют себе равных и представляют собой лучшие
образцы стиля храмовой архитектуры Центральной Индии.
Архитектура Каджурахо очень отличается от других
индийских храмов того же периода. Каждый храм стоит на высокой каменной
платформе, по углам которых, как правило, высятся меньшие по размеру
святилища. Таким образом, зрительно создается картина горной цепи,
призванная напоминать о вершинах Гималаев. Платформы окружены
балюстрадами, украшенными бесчисленными рельефами, изображающими
эротические сцены, сцены повседневной жизни, войны, ритуальных
процессий.
Планировка большинства храмов, сооруженных из гранита
и песчаника, являет собой настоящий пример из учебника по традиционной
индуистской храмовой архитектуре. Главными элементами являются вход
(ардха мандапа), вестибюль (антарала) и «святая святых» (гарбхагриха) –
центральный зал, где обычно высится изваяние божества. В некоторых
больших храмах устроен еще дополнительный зал (мандапа) с боковыми
нишами. Своды опираются на колонны, в декоративном убранстве которых,
как и внутренних стен святилищ, преобладает мотив цветка лотоса. Каждый
храм (за исключением трех) имеет только один вход, расположенный с
востока.
Стены, окна, колонны и даже потолки храмов покрыты
выразительными, мастерски исполненными рельефами с изображениями
мифологических и исторических стен, в которых преобладают образы женщин.
Многие из рельефов имеют вполне невинное содержание – они изображают
женщину во всех ее настроениях и во всех жизненных ситуациях –
причесывающаяся, подводящая глаза, пишущая письмо, танцующая, играющая с
ребенком, вынимающая занозу из ноги – сюжетам несть числа, как нет
числа и рельефам, покрывающим стены храмов. Другой доминирующей темой
является плотская любовь. Корни этих сюжетов уходят в догматы индуизма,
который рассматривает сексуальную любовь как форму передачи энергии. Еще
одна группа скульптур и рельефов изображает повседневную жизнь и
занятия жителей средневековой Индии – сельскохозяйственные работы, ловлю
рыбы, битвы и т. д. Сюда же относятся многочисленные изображения
реальных и мифических животных. Залы святилищ украшают образы богов
индуистского пантеона – Брахмы, Шивы, Сурьи, Вишну и других.
Храмы Каджурахо образуют три отстоящих друг от друга
группы. В западной группе находятся наиболее известные и типичные для
Каджурахо постройки. Кандарья Махадева (1000 г.), самый большой и
знаменитый из всех храмов Каджурахо, достигает высоты 81 м и посвящен
Шиве. Вход в храм украшает изящно украшенная арка с многочисленными
изображениями небесных существ, как будто застывшими в камне. Рядом с
ним расположен храм Матангешвара, единственный во всем комплексе, где
сегодня совершаются богослужения. Он также посвящен Шиве.
Храм Лакшмани – самый красивый из западной группы
храмов. К сожалению, он в наибольшей степени пострадал от действия
времени, и реставраторы приложили немало усилий, чтобы восстановить его
во всем его величии. Храм Деви Джагдамба известен наибольшим количеством
эротических скульптур. Его стены украшают множество рельефов,
натуралистически изображающих пары, занимающиеся любовью.
Фасады храма Вишванатхи, где хранится огромное
изваяние трехликого Брахмы, украшают каменные фигуры львов и слонов. Он,
как и стоящий рядом храм Нанди с двухметровым изваянием священного
быка, посвящен браку Шивы с Парвати.
Сложенный из гранитных блоков Чансатх Йогини – самый
древний из храмов Каджурахо. Он посвящен богине Кали. Храм Читрагупта
посвящен богу солнца Сурье, изображенного на запряженной семью конями
колеснице.
Восточная группа состоит из джайнских и индуистских
храмов. Прекрасные скульптуры и рельефы, украшающие северный фасад
джайнского храма Парсанатхи, выделяют это сооружение среди других
святилищ этой группы, в которую также входят джайнские храмы Гхантаи,
Шантинатхи и Адинатхи и три индусских храма – Брахма, Вамана и Джавари.
Джайнские храмы также украшены прекрасными рельефами, но здесь нет
эротических мотивов.
Южная группа храмов находится на расстоянии пяти
километров от центра Каджурахо и состоит из двух индуистских храмов –
Чатурбхуи, славящегося огромным, искусно высеченным из камня изваянием
бога Вишну, и Дуладева.
Поражающие своим архитектурным и скульптурным
богатством, храмы Каджурахо представляют собой настоящую галерею под
открытым небом, хранящую бесценные произведения искусства средневековой
Индии. Освещенные разноцветными лучами прожекторов, эти храмы служат
естественной декорацией для проводящегося ежегодно в феврале – марте
фестивале индийского танца, в котором принимают участие ведущие
исполнители классических стилей бхаратнатьям, одиси, катхак, катхакали и
др.
|