Над огромной площадью в центре мексиканской столицы
вздымаются в небо две монументальные башни городского собора.
Первоначально на его месте существовала небольшая церковь, построенная в
1520-е годы, во времена первых конкистадоров. К середине 1570-х годов
эта церковь уже перестала соответствовать потребностям быстро растущей
столицы Новой Испании, как тогда называли Мексику, и по распоряжению
испанского короля Филиппа II в Мехико началось строительство нового
кафедрального собора, призванного символизировать окончательное
утверждение испанской короны в Новом Свете.
Собор в Мехико стали сооружать в 1576 году по проекту
архитектора Клаудио де Арсиньего, составленному в 1562 году.
Первоначально его перекрытие было деревянным, но в 1616 году вместо него
начали возводить каменные своды и купол, законченные только пятьдесят
лет спустя. Отделка фасадов была окончательно завершена в первой
четверти XIX столетия.
Главный собор мексиканской столицы грандиозен и
внушителен: длина центрального нефа составляет 116 м, ширина – 53 м.
Этот пятинефный храм, имеющий в плане форму латинского креста, долгое
время был самым большим храмом Америки. Его башни и массивный объем
господствовали над городом вплоть до конца XIX века.
Архитектура фасадов собора разнородна. Она включает в
себя элементы испанского Ренессанса (стили «платереско» и «эрререско») и
мавританской архитектуры (стиль «мудехар»). Боковые фасады оформлены в
стиле эрререско, главный – в стиле барокко. Над центральном порталом
западного фасада возвышается невысокая часовая башня, а по его бокам
взмывают в небо две высокие башни высотой 70 м каждая. Средокрестие
увенчивает монументальный купол.
Интерьер собора в основном выполнен в духе испанского
Ренессанса. Его отличает одухотворенность и воздушность. Богатое
внутреннее убранство превращает внутреннее пространство храма в золотой
грот. Стены, колонны, своды украшают золото, перламутр, слоновая кость. В
полумраке сверкают причудливые золотые алтари в стиле позднего барокко.
Ощущение «золотого грота» усиливают витражи темно-желтых тонов,
заливающие собор янтарным светом, и желтовато-серый камень, из которого
выполнены стены, своды и колонны.
Хор собора создан в 1695–1696 годах архитектором
Хуаном де Рохасом. Его украшают ряды резных кресел с фигурами святых,
архангелов и священнослужителей, выполненных из темного дерева. Главной
реликвией храма является Алтарь Отпущения, изготовленный в XVII веке
архитектором и скульптором Мануэлем Тольса из мрамора, оникса и золота.
Службы перед этим алтарем совершаются только в большие праздники.
Гордостью и украшением собора служит Королевская
капелла, или капелла Трех Волхвов. Это одна из самых роскошно
оформленных частей храма. Виртуозно выполненное резное ретабло
Королевской капеллы – «ретабло Королей» – принадлежит работе резчика по
дереву, столярных дел мастера из Севильи Херонимо Бальбасу. Оно
изготовлено в 1718–1737 годах. Это одно из лучших произведений
латиноамериканского искусства, в нем зародился новый самобытный
художественный стиль Мексики. В крипте – подземной усыпальнице собора –
находится множество гробниц епископов Мехико XVI–XVII веков.
С юга, с правой стороны от центрального входа, к
собору примыкает здание ризницы – Саграрио Метрополитано, построенной в
1749–1768 годах архитектором Лоренсо Родригесом. Фасад Саграрио
Метрополитано выполнен в духе резных деревянных заалтарных
образов-ретабло и отличается особой пышностью. Его гигантские порталы
украшает мелкая филигранная резьба. Фасад облицован красно-коричневым
пористым камнем, на фоне которого выделяются обильный архитектурный
декор и скульптуры, высеченные из светлого мелкозернистого песчаника.
Из-за своего чрезвычайно пышного убранства Саграрио Метрополитано
напоминает деревянную резную шкатулку.
За четыре с половиной столетия своего существования
кафедральный собор в Мехико в результате тектонических смещений и
действия подпочвенных вод неравномерно опустился на три метра ниже
уровня городской площади, и в результате его фасады выглядят заметно
неровными. Ведутся работы по укреплению здания. |