Кентерберийский архиепископ издавна является главой
английской церкви, поэтому собор в Кентербери служит главным храмом
страны. Строители постарались сделать его особенно большим и красивым.
Популярность Кентерберийского собора связана с
известной историей о Томасе Бекете, лорд-канцлере короля Генриха II. По
настоянию короля Генриха II, Бекет, которого связывала с королем
многолетняя дружба, стал архиепископом Кентерберийским и возглавил
английскую церковь. Король рассчитывал тем самым подчинить духовную
власть интересам власти светской, но ошибся: став главой церкви, Бекет
твердо проводил линию на отстаивание ее интересов. Генрих II был
чрезвычайно раздражен этим обстоятельством. Дружба, естественно,
закончилась, и король начал искать способы избавиться от неугодного
архиепископа. Говорят, что Генрих даже молился, прося у Бога избавить
его от Бекета. Но это не помогло, и тогда по тайному приказу короля
четыре английских барона убили Бекета прямо в Кентерберийском соборе:
29 декабря 1170 года убийцы ворвались в собор и зарубили архиепископа на
ступенях алтаря.
Позже король раскаялся в содеянном, и спустя три года
архиепископ Бекет был канонизирован, причем Генрих II публично покаялся
на могиле архиепископа. А Кентерберийский собор, где находится гробница
Бекета, стал местом регулярных паломничеств, позднее живо изображенных
Джеффри Чосером в знаменитых «Кентерберийских рассказах».
Первоначально мощи архиепископа хранились в крипте
собора, а в 1220 году были перенесены в капеллу Святой Троицы, за
которой с тех пор закрепилось название Капелла Бекета. Многочисленные
паломники, среди которых было множество знати и лиц королевской крови,
приносили к гробу Бекета щедрые пожертвования. Французский король
Людовик VII, например, пожертвовал драгоценный камень «величиной с
куриное яйцо». К началу XVI века культ Бекета утратил былую популярность
и поток паломников уменьшился, но тем не менее годовые доходы собора
оставались довольно значительными, составляя в среднем 4 тысячи фунтов.
Это вызывало зависть у нищего королевского двора, и в 1538 году
английский король Генрих VIII решил наложить лапу на сокровища
Кентерберийского собора. Он обвинил покойного Томаса Бекета в
предательстве и предложил умершему три с половиной века назад
архиепископу… явиться в суд! Так как Бекет, согласно определению суда,
нагло «не соизволил явиться для самозащиты», он был признан виновным, и
король с легким сердцем приказал ограбить капеллу Бекета.
Играя роль главного собора страны, Кентерберийский
собор строился и перестраивался на протяжении нескольких столетий – это
позволяли делать многочисленные пожертвования и вклады знатных лиц.
Первоначально на месте собора существовала небольшая церковь,
построенная во времена англосаксонских королей. Строительство
грандиозного собора в Кентербери началось после норманнского завоевания.
Инициатором строительства выступил епископ Ланфран, духовник короля
Вильгельма Завоевателя, основателя норманнской династии. Преемники
Ланфрана существенно изменили первоначальный проект, расширив восточную
часть храма. В 1174 году, через четыре года после убийства Томаса
Бекета, этот собор сгорел. Новое здание Кентерберийского собора было
сооружено после пожара 1174 года по проекту французского архитектора
Гийома из Санса и являет ряд существенных отличий от французских
прототипов. Они обнаруживаются прежде всего в плане: здание имеет два
трансепта, один из которых короче другого. Гийома из Санса сменил зодчий
Уильям Английский, который возвел на месте апсиды старого собора
капеллу Святой Троицы – «Капеллу Бекета». Эта капелла, где установлено
надгробие архиепископа, находится в восточной части собора.
Центральный неф собора строился в 1378–1410 годах под
руководством мастера Генри Йевеля. Южная башня была завершена в
1460 году, а северная – только в 1832 году. За время своего долгого
строительства собор отразил все этапы развития готической архитектуры в
Англии. Самая старая часть – восточная – сохранила романские черты.
Западная часть собора возведена в 1390–1411 годах.
Длина собора составляет 160 м. Композиция здания
очень сложна, оно состоит из большого числа следующих друг за другом
помещений и окружено пристройками, поэтому собор снаружи не производит
цельного впечатления. Над множеством разновременных построек царит
огромная четырехгранная башня над средокрестием. Еще две башни
возвышаются над собором с западной стороны.
Большое светлое пространство нефа обрамлено с двух
сторон стройными колоннадами. Капители колонн покрыты орнаментом
«плетенка» – любимый мотив средневекового искусства. Огромные
стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов – одни из
самых высоких в Англии.
Хор Кентерберийского собора является самым ранним
образцом готики в Англии. К нему примыкает венец капелл, хранящих в
своих стенах множество реликвий и произведений средневекового искусства.
Одним из наиболее известных и совершенных созданий английской
монументальной живописи является картина «Апостол Павел со змеей» –
фрагмент росписи капеллы Сент-Ансельм. В ней заметны следы византийского
влияния. Новым словом в английском искусстве стали росписи капеллы
Сент-Гейбриел, выполненные около 1130 года. Не утратив специфической
английской утонченности, они приобрели большую энергичность и
выразительность. С востока храм завершает небольшая круглая капелла
«Венец Бекета». Она названа так в честь венца, сброшенного с головы
Бекета его убийцами. Этот венец хранится здесь же, в капелле, как и
резное мраморное «кресло Святого Августина», изготовленное в 1205 году.
На протяжении многих столетий на нем происходила церемония посвящения в
архиепископы кентерберийские.
Витражи XII и XIII веков в капеллах Св. Троицы и
«Венец Бекета» относятся к числу лучших образцов витражного искусства в
Англии. Их многоцветная композиция из сверкающей зелени, синевы, золота и
поразительного по тону рубинового цвета напоминает собой пышный ковер.
Самая древняя часть собора – крипта – построена около
1100 года. После 1174 года она была расширена и украшена
многочисленными росписями. Здесь находятся гробницы архиепископов
кентерберийских и многих выдающихся деятелей средневековой Англии. В
соборе похоронен и знаменитый «Черный Принц» Эдуард, выдающийся
английский полководец, одержавший ряд крупных побед над французами в
начальный период Столетней войны.
|