Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в
Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную
известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины
Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему
античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне
называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а
Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».
«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в
эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили
Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы
прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.
Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и
залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками –
значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут
и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи
Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой
обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих,
скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во
времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь
Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились
величественные храмы.
Карнакский храм представляет собой грандиозный
архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких
поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке
существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами
из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и
жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита,
золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление
фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся
древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный
колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих
переделок.
При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I,
храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы
развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был
разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты
«обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их
украшали навершия из электра – сплава золота и серебра. Работами
руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут – Сенмут, который построил
один из пилонов храма. Однако преемник царицы, Тутмос III, уничтожил
все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в
котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его
стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы,
приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о
подвигах фараона.
Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах,
которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление.
Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.
Храм Амона представляет собой вытянутый
прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две
дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют
два ряда сфинксов с головами баранов (баран – символ бога Амона).
Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через
десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя
монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны –
своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в
правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из
кедра с развевающимися на них флагами.
Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а
толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний
двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля,
перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От
вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с
капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а
первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был
сооружен очередной пилон.
Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов
перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и
залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение
Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но
свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только
при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный
зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной
пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а
высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов
колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и
наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны
центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали
высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде
нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.
«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли
весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший
в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес
колонн, величины невообразимой, и где же?внутри здания, повергает вас в
глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный
след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой
гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют
«воздвигающим великие колонны в храме Амона».
Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси
храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это
геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом
Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты
рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими
надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская
традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных
рельефных композициях.
Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба,
усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и
остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного
зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых
составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало
золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и
рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой
пышностью.
В Большом гипостильном зале были установлены
колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса
II Великого и его жены Нефертари (не путать с Нефертити!). С именем
Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском
храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях
этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского
храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее
следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен
храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор
с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения
скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный
процесс смерти и возрождения.
Храм Амона в Карнаке иногда называют «каменным
архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди
гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи,
повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории
военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол
фараонов, списки царей Египта и т. п.
С южной стороны храма находится Священное озеро. На
нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра
священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра,
его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда
брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и
перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в
храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал
через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее –
в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом
неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому
веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные
толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища
древнего бога, где все производило впечатление величественности,
сверхчеловеческой мощи и таинственности…
К южной части храмового ансамбля примыкают храмы
богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные
сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы
Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея
сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму
Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.
|