Танджавур – один из древнейших городов Южной Индии.
Его расцвет приходится на IX–XII века, когда он являлся столицей
могущественной империи Чолов. Сегодняшний Танджавур – административный
центр дистрикта (округа) в юго-восточном индийском штате Тамилнаду.
Высоко над древним городом возвышается Великий храм Брахадисвара (иначе
именуемый Раджараджесвара), один из крупнейших южноиндийских храмов,
включенный в список всемирного исторического и культурного наследия
ЮНЕСКО. Его сложенный из розоватого камня гопурам – традиционная для
южноиндийских храмов пирамидальная башня, покрытая каменным узором, –
возвышается на 60 м и царит над городскими улицами, плоскими крышами
домов и дворцом бывших правителей Танджавура.
Великий храм посвящен богу Шиве и воздвигнут по
приказу Раджараджи – одного из правителей империи Чолов, во времена
которого были покорены северная часть Цейлона и некоторые районы
Бенгалии, а государство Чолов достигло вершины своего могущества.
Сооружение храма началось около 985 года, а завершилось в 1009 году (по
другим сведениям – в 1012 году). Рядом с храмом были построены две новые
улицы – специально для храмовых танцовщиц, знавших древнее искусство
танца «бхаратнатьям». Помимо танцев, в Танджавуре зародился новый тип
музыки – «карнатикский». В Великом храме и сегодня продолжают
устраиваться концерты карнатикской музыки в исполнении лучших
музыкантов.
В облике храма Брахадисвара нашло яркое выражение
могущество государства Чолов. Храм окружают две стены, внешняя и
внутренняя, с контрфорсами и бастионами. Некогда это была одна из
сильнейших крепостей юга Индии. Вдоль внешней стены храма тянется ров,
наполненный водой. Оборонительные сооружения храма дополняет высокий
вал. Мост, перекинутый через ров, и каменные ворота выводят на
просторный открытый двор, вымощенный камнем и окруженный невысокими
постройками. Парапет внутренней стены украшен многочисленными фигурками
танцовщиц, вырезанными из камня. Их застывшие в камне движения полны
изящества и экспрессии. Не образы ли это тех самых храмовых танцовщиц,
живших некогда у стен Великого храма-
Розовато-серый, тяжело поднимающийся вверх
пирамидальный гопурам исполнен монументальности и непоколебимой мощи.
Его строгий облик подчеркивается ритмичным повторением и чередованием
архитектурных деталей, делящих башню на тринадцать ярусов, но эти детали
не нарушают общей пирамидальной формы гопурама. Прямоугольный нижний
ярус, служащий пьедесталом для всего сооружения, покрыт каменной резьбой
и скульптурой. Статуи, некоторые из которых достигают грандиозных
размеров, установлены в неглубоких нишах. На первом месте, конечно,
многочисленные фигуры танцующего бога Шивы, его супруги Парвати и других
богов индийского пантеона. За ними идет бесконечная череда божеств
помельче, мифологических героев, императоров и танцовщиц. В этом шествии
каменных статуй можно увидеть фигуру… европейца! Кто он, этот
загадочный путешественник, попавший в Индию IХ столетия? Известно, что
империя Чолов имела тесные связи с Европой, и какие-то европейцы время
от времени появлялись при дворе императоров. Так, в 883 или 884 году в
Индию по поручению английского короля Альфреда Великого отправился
епископ Сигельм Шерборнский. «Возвратясь из Индии, он поразил своих
соотечественников вывезенными оттуда диковинными драгоценными каменьями и
благовониями», – сообщает английский хронист XII века Вильгельм
Мальмсберийский. Возможно, о гостях из средневековой Европы могли бы
рассказать старинные рукописи, хранящиеся в храме Брахадисвара.
Большинство из них до сих пор не прочитано.
Внутренние стены Великого храма украшают древние
фрески времен империи Чолов. Они напоминают фрески пещерных храмов
Аджанты, в них преобладают те же тона – коричневые, белые, желтые,
зеленые. Краски в некоторых местах осыпались и потускнели, вдобавок
полумрак зала приглушает их яркие тона, но линия рисунка остается четкой
и выразительной. На фресках изображены застывшие в стремительном
движении танцующие «девадаси» – храмовые танцовщицы, напоминающие
летящих богинь; погруженные в раздумья, аскетичные древние мудрецы –
риши; пышно одетые императоры династии Чолов в высоких тиарах.
Императоры династии Чолов дарили храму золото,
украшения, драгоценные камни, земли и деревни. До сих пор Брахадисвара
является одним из самых богатых храмов Южной Индии. В его подземельях
сохраняются сокровища, начиная еще со времен империи Чолов. И
последующие правители Танджавура – императоры Виджаянагара, наяки
Мадурая, маратхские махараджи – щедро одаряли Великий храм. Это
считалось и продолжает считаться богоугодным делом. Сокровища Великого
храма – тайна за семью печатями. Жрецы никому не показывают их, и в
сокровищницы не допускается никто из посторонних.
|