Воды Нила разделили Древний Египет на две части:
восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном
берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие
богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные
храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов…
К таким заупокойным храмам, вырубленным в скалах
западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм
царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого, более
известный под названием Абу-Симбел.
Царица Хатшепсут (правила в 1525–1503 годах до н. э.)
была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон,
лишив престола законного наследника – своего пасынка Тутмоса III,
который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В
годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные
работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке.
Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая
вперед, скажем, что этой ей не удалось – судьба, увы, жестоко отомстила
царице…
Строительство заупокойного храма началось еще при
жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм,
Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из
потаенных уголков свой портрет.
Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона
Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII
династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на
захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность,
где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По
своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм
превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко
выделяется из всех храмов Древнего Египта.
Храм Хатшепсут относится к типу полускальных –
наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах.
Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и
соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах
были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к
храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике
бога Осириса. Сфинксы были ярко раскрашены – тело и лицо желтые, борода
синяя, головная повязка полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали
рельефы, изображающие связанных пленников.
Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена
стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской
власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный
посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные
фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой
высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают
раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и
приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных
парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.
Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую
террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный
деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с
четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий
основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились
рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. Вот мать
будущей правительницы Египта, царица Яхмос, сочетается браком с богом
Амоном-Ра (на самом деле отцом Хатшепсут был фараон Тутмос I). Далее –
сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации,
получения благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном
конце террасы изображены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной
царицей в легендарную страну Пунт и привезшую оттуда множество
драгоценностей и редких растений. Как считает большинство
исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье
Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям
Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер,
жирафов, хижины на сваях – типично африканские сюжеты.
Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена
скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол.
Это – геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний
(сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта.
Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского
гранита.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых
ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище
Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными
колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя
царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу
судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько
маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище
богини Хатор – покровительницы царицы Хатшепсут.
В глубине за колоннадой портика открывается
таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Их полы
залов были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери
инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды
покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли
трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери
были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав
золота с серебром).
В главном зале подземного святилища находилось
огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились
только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них
140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее
выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии.
Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде
бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней
облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица,
маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век
с помощью грима продлены к вискам… На всех статуях ваятели постарались
точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй
больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего
оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь
наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие
культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и
мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.
Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало
недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник
Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все
изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось
ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где
много столетий спустя их обнаружили археологи.
|