Замысел строительства в Москве грандиозного храма,
посвященного победе русского народа в Отечественной войне 1812 года,
родился еще в те дни, когда последние французские солдаты покидали
пределы России. Но только спустя пять лет, 12 октября 1817 года, на
Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа
Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора
А.Л. Витберга, храм, расположенный в самом высоком месте Москвы, должен
был быть виден из любой точки Москвы.
Проект храма Христа Спасителя, разработанный
Витбергом, предусматривал возведение на Воробьевых горах монументального
ансамбля, выдержанного в строгих, несколько тяжеловесных формах ампира.
Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады,
спуски к Москве-реке, каменную набережную. Но осуществление грандиозного замысла оказалось
невозможным – почва на склонах Воробьевых гор «плыла», грозя оползнями
из-за близости грунтовых вод. Кроме того, Витберг оказался слишком
плохим руководителем работ, строительство неоправданно затянулось, и
вскоре специальная комиссия вынуждена была констатировать, что на
строительстве храма выявлены многочисленные злоупотребления. Витберг
фактически был обвинен в казнокрадстве, его имущество было конфисковано,
а сам он был сослан в Вятку.
Строительство храма на долгие годы прервалось. Тем
временем в архитектуре появились новые веяния. Эпоха классицизма
уходила. В 1834 году главный архитектор Москвы М.Д. Быковский прочел на
торжественном акте в Архитектурном училище «Речь о неосновательности
мнения, что Архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и
что красота архитектуры основывается на пяти основных чиноположениях» –
по существу, это был манифест против абсолютизации классицизма.
Романтическое направление, появившееся в русской архитектуре на рубеже
XVIII–XIX веков, было вызвано вначале простым подражанием вкусам
Западной Европы. Первые шаги в этом направлении сделал еще М.Ф. Казаков,
который, по словам С.В. Хачатурова, обращался к древнерусскому наследию
еще чисто «фасадически». «Но его ученики (И. Еготов, А. Бакарев, И.
Мироновский) в своих проектах реставрации послепожарного Кремля
сознательно пытались использовать древнерусские формы для создания
эмоционально целостной среды средневекового города, его гения места. Так
зарождаются идеи «русского стиля», открыто заявившие о себе в эпоху
историзма» (С.В. Хачатуров. «Готический вкус» в русской художественной
культуре XVIII века. М., 1999).
Идеи «русского стиля» подхватил и попытался воплотить
в жизнь архитектор К.А. Тон. Многие его сооружения, включая храм Христа
Спасителя, являются «фасадической» попыткой «одеть» формы классицизма в
древнерусском стиле. Это направление получило в архитектуре
наименование «эклектики» (подлинно русский стиль появился только на
рубеже XIX – ХХ веков).
Константин Андреевич Тон родился в Петербурге
26 октября 1794 года (по другим сведениям – 10 ноября 1793 года) в семье
немца – владельца ювелирной лавки. В 1815 году он окончил с золотой
медалью Академию художеств. Осенью 1819 года Тон уехал в Италию, где за
проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме был
удостоен звания академика Римской археологической академии. В 1828 году
Тон стал академиком Петербургской Академии художеств.
К.А. Тон был большим мастером архитектуры и
незаурядным инженером, автором проектов крупных архитектурных
комплексов, некоторые из которых (Вознесенский собор в Ельце) являются
шедеврами русской архитектуры XIX столетия. К.А. Тон осуществил коренную
реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в
Петербурге, Новгороде, Воронеже, Саратове, Царском Селе, Свеаборге. По
его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной
дороги. Тон много работал в стиле классицизма, но постепенно все большее
место в его творчестве стали занимать постройки в «русском» стиле.
Император Николай I поставил условие, чтобы храм
Христа Спасителя был создан непременно в «древнерусском» духе. 10 апреля
1832 года он утвердил новый проект храма, составленный К.А. Тоном.
В 1839 году храм Христа Спасителя был заложен на новом месте, на берегу
Москвы-реки. Здесь стоял древний Алексеевский монастырь, который был
переведен в Сокольники, а его постройки снесены под площадку храма
Христа Спасителя. По преданию, оскорбленная такой бесцеремонностью
настоятельница монастыря прокляла это место и предрекла, что на нем
ничто долго не простоит.
На месте закладки храма в знак преемственности был
положен камень первого храма, который начал строить Витберг на
Воробьевых горах, а Николай I собственноручно уложил закладную доску.
Храм Христа Спасителя строился почти сорок лет.
В 1846 году был возведен свод главного купола. Три года спустя завершены
работы по облицовке и начата установка металлической кровли и глав.
В 1860 году строительные леса были наконец разобраны и храм явился перед
москвичами во всем своем величии.
Еще двадцать лет шли работы по росписи и отделке храма. И только 26 мая 1883 года он был наконец освящен.
Местоположение храма чрезвычайно выгодно, его мощные
золотые купола неожиданно открываются со многих видовых точек. Здание
поражает своими огромными размерами, но отнюдь не богатством замысла. В
храме Христа Спасителя древнерусские формы, заимствованные из построек
небольшого размера, были механически увеличены в несколько раз, что
привело к их утяжелению и немасштабности всего сооружения. Высота его
настолько огромна, что в нем свободно может поместиться колокольня Ивана
Великого.
В плане храм Христа Спасителя представляет собой
равноконечный крест. Его высота составляла 103,5 м, площадь – 6805 кв.
м, а диаметр главного купола – 25,5 м. Во время богослужения в нем
одновременно могло находиться 10 тысяч человек. Правый придел храма был
посвящен Николаю-Чудотворцу, а левый – Александру Невскому. На четырех
колокольнях, поставленных по углам храма, имелось 14 колоколов, самый
большой из который весил 1654 пуда.
Для сооружения храма использовался плотный белый
известняк, добывавшийся в окрестностях Коломны. Из него же были изваяны
горельефы, украшавшие стены храма. Для облицовки храма снаружи и внутри
были использованы темно-зеленый лабрадорит, розовый шокшинский кварцит,
разноцветые мраморы.
Храм расписывали выдающиеся художники того времени –
Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, В.П. Верещагин, В.Е. Маковский,
И.М. Прянишников, П.С. Сорокин, А.И. Корзухин, М.Д. Быковский и другие.
Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П.К. Клодтом,
А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым.
Созданный во имя увековечивания победы в
Отечественной войне, храм отчасти являлся и памятником-музеем. В стенах
нижней части храма было помещено 177 мраморных плит, на которых в
хронологическом порядке излагалось описание сражений 1812 года: время и
место сражения, состав войск и командования, число убитых и раненых
«нижних чинов», имена убитых и раненых офицеров, имена отличившихся и
получивших награды. На стенах храма можно было прочесть тексты приказов
по армии и манифестов той эпохи – от рескрипта о вступлении неприятеля в
пределы России до манифеста о взятии Парижа, низложении Наполеона и
заключении мира. В четырех мраморных киотах располагались двенадцать
икон, имевших особое значение и отношение к событиям 1812–1814 годов. А
на площади, прилегающей к храму, планировалось установить бронзовые
бюсты героев Отечественной войны, памятники императору Александру I,
М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю-де-Толли и основателю храма императору
Николаю I. С южной стороны у спуска к Москве-реке планировалась
установка двух обелисков из трофейных орудий: один – из орудий,
захваченных в 1812 году, а второй – из орудий, отбитых в заграничной
кампании 1813–1814 годов. Эти проекты так и не были осуществлены.
Храм Христа Спасителя был взорван коммунистами
5 декабря 1931 года. На его месте планировалось возвести нечто, что
должно было символизировать апофеоз коммунистической идеологии. Но
апофеоз не случился, и тогда, расчистив площадку от строительного
барахла, на этом месте построили открытый плавательный бассейн «Москва»,
в котором около тридцати лет зимой и летом безмятежно плескались
москвичи. То, что на этом месте некогда стоял огромный храм-памятник,
замалчивалось, и многие впервые узнали о его существовании только в наше
время.
Широкое общественное движение за восстановление храма
началось в конце 1980-х годов. В феврале 1990 года Священный синод
Русской православной церкви благословил возрождение храма Христа
Спасителя и обратился с просьбой разрешить его восстановление.
7 сентября 1994 года правительство Москвы приняло решение о воссоздании
храма Христа Спасителя, для чего был создан общественный наблюдательный
Совет во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Для
финансирования работ сформировали фонд поддержки воссоздания храма
Христа Спасителя. Руководителем проекта воссоздания храма стал академик
Посохин. А 5 мая 1995 года вышел указ президента России Бориса Ельцина
«О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве».
Финансирование строительства осуществлялось без
привлечения бюджетных ассигнований, за счет добровольных пожертвований
физических и юридических лиц. Общая сумма собранных средств составила
2 млрд 829 млн рублей.
Храм Христа Спасителя строился пять с половиной лет.
Ежедневно здесь работало более семи с половиной тысяч человек –
строителей, архитекторов, художников. Собор воссоздан в формах
храма-предшественника, но не является точной его копией. Новый храм
Христа Спасителя сооружен с применением современных технологий и
материалов. Высота купола составила 69 м, а общая высота храма с крестом
– 103 м. В комплекс храма вошел зал церковных соборов, в котором,
помимо основных функций, предусмотрено проведение концертов классической
и духовной музыки.
Воссоздание живописи верхней церкви храма, сюжетной и
орнаментальной росписи, осуществлялось под общим руководством
Российской академии художеств и ее президента Зураба Церетели. В
создании живописи храма принимали участие более 400 лучших художников
России, общая площадь росписей составила около 22 тысяч квадратных
метров.
Храм Христа Спасителя стал кафедральным собором
Москвы. Его освящение состоялось 19 августа 2000 года в праздник
Преображения Господня. По словам патриарха Московского и всея Руси
Алексия II, освящавшего собор, «через новое обращение к вере, покаяние и
второе Крещение Руси пролегает путь к ее возрождению». И в этом смысле
новый храм Христа Спасителя стал «местом исправления исторических судеб
страны и народа». |